Общественный и государственный строй Спарты

В XII веке до н. э. на территории Лаконики началась миграция племен, которая сопровождалась военными столкновениями. В результате объединения дорийских и ахейских племен в долине Лакеонии возникла спартанская община, которая в VIII — VII вв. до н. э. расширила свои владения. Общественный строй Спарты характеризуется сохранением пережитков первобытнообщинного строя и военной организацией общества. Господствующую группу населения составляли спартиады, которые владели земельными наделами. Земля была поделена на 10 тыс. равных участков — по числу полноправных граждан. Эту землю обрабатывали илоты — представители побежденных племен, превращенные по существу в рабов. Но у илотов было свое хозяйство и орудия труда. При этом они платили своему хозяину примерно 50 % от полученного урожая. Господство спартиадов над илотами осуществлялось методами жесткого террора. Жители периферийных горных районов Спарты - периэки, занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиадами и илотами. Периэки были лично свободны, занимались торговлей, ремеслом и в случае войны несли воинскую повинность. По своему государственному строю Спарта являлась аристократической республикой. Народное собрание сохранило демократическое устройство, но утратило свою реальную власть. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин (геруссии), состоявшей из 28 членов — геронтов, избираемых пожизненно. В состав геруссии входило 2 царя, которые выполняли функции военных вождей, верховных жрецов и осуществляли судебную власть. Но фактическое руководство государством принадлежало пяти эфорам, занимавшим исключительное положение в государстве. Они руководили деятельностью совета старейшин и народного собрания. В их ведении находились: внешняя политика, внутреннее управление страной, контроль за деятельностью всех должностных лиц, осуществляли правосудие по гражданским делам. Эфоры в своей деятельности отчитывались только перед своими преемниками. Семья в Спарте в некоторых отношениях напоминала групповой брак. К IV-му веку до н. э. спартанская община разрушается, ее военное могущество падает. В середине II-го века до н. э. Спарта была завоевана Римом.

12. Возникновение Римского государства. Государственный строй в " царский период".

Начало истории Древнего Рима относится к VIII в, до н. э. Она делится на следующие периоды: царский (VIII век до н. э. - - 509 г. до н. э.); республиканский (509 г. до и. э. — 27 г. до н. э.); период империи (27г. до н. э. -- 476г. н.э.). Царский период называют военной демократией. Население древнеримского государства-полиса составили две основные группы: собственно Римские граждане, так называемые патриции, и их общественные противники - плебеи. Первые были полноправными гражданами и потомками знатных римских родов, происхождение вторых было не ясно и спорно. Они стояли вне племенной организации и поэтому не могли принимать участия в управлении общиной. Но плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги.Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию. Курии образовывали общее Народное собрание римской общины, решающее вопросы смертной казни, объявления войны. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин - Сената. Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий царю. Были острые конфликты, касающиеся политических прав плебеев, что привело к коренным реформам. Самой первой среди них и самой важной была реформа Сервия Туллия. - * Плебейский элемент был допущен в Народное собрание, сделался частью римского народа. * Было произведено деление граждан на пять имущественных разрядов. Каждый разряд выставлял определенное количество военных единиц - центурий (сотен). * В Народном собрании граждане выстраивались и голосовали по центуриям. Каждая из них имела один голос. * Город был разбит на 4 территориальных округа. Каждый округ имел некоторые политические права и самоуправление.Реформа Сервия Туллия была важной уступкой плебеям. Спор между богатством и знатностью происхождения окончился в пользу богатства.

13. Государственный строй Римской республики. К середине III-го века до н. э. Римподчинил себе значительную часть Италии, но по форме оставался аристократической республикой. Во главе Рима стояли центуриатные комиции, плебейские сходки и сенат. Консулы, преторы и народные трибуны избирались, как правило, на год народным собранием. По истечению срока полномочий они отчитывались перед ним. Магистраты (начальники) действовали на принципах невмешательства в дела яруг друга и коллегиальности. В ведении консулов были все самые важные дела по гражданской и военной части. Во время войны один консул оставался в Риме, а второй управлял войсками. Преторы занимались судебными спорами и, начиная с III-го века до н. э., они стали толкователями и творцами права. Они издавали эдикты, в которых указывали, что, по их мнению, они будут защищать, а что не получит защиты. Судебный процесс благодаря преторам становится формулярным, то есть определяемым формулой претора. Законы 12 таблиц уступают новому преторскому праву, которое успешно приспосабливается к новым экономическим требованиям. Отсюда берет свое начало римское право, которое станет непременным элементом современного права европейской цивилизации. Народные (плебейские) трибуны защищали плебеев от произвола патрицианских магистратов, а со временем взяли на себя защиту любого невинно обвиненного гражданина. Народный трибун имел право налагать запрет на действия магистратов и входить с законодательными предложениями в народные собрания. Коллегия цензоров, состоявшая из пяти человек, распределяла граждан по центуриям согласно их имущественному цензу, а затем назначала сенаторов и наблюдала за нравами. Диктатор - экстраординарная должность, на которую назначался один из консулов в случае каких-либо кризисных ситуаций в стране или в ходе ведения военных действий Диктатор обладал всей полнотой власти, но только в течение шести месяцев. При этом все магистраты продолжали действовать, но только под его властью. К коллегиальным органам власти в период республики можно отнести: центуриатные комиции (собрания), которые имели право принять или отвергнуть законопроект, представленный каким-либо магистратом и решать другие важные вопросы; а также трибутные комиции, обладавшие компетенцией в менее значимых делах (избирали низшие магистраты, решали вопросы о наложении штрафов). Важное значение в Римской республике принадлежало Сенату, вершина власти которого относится к 300—135г. до н. э. Для Римской республики характерна система сдержек и противовесов: два консула, два собрания, ответственность магистратов за злоупотребления, действия их в рамках строго определенных сроков; отделение судебной власти от исполнительной; наличие сената, обладавшего значительной компетенцией, но не имевшего исполнительной власти.

14. Государственный строй Римской империи. В 31 г. до н. э. сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и провинциями. С этого времени установился государственный строй, который называют принципатом. Принцепс-«первый гражданин римского государства». В этот период были предоставлены права свободного гражданина всему свободному населению империи. Самыми знатными сословиями были «нобили», составлявшие сенат и владевшие огромными земельными владениями. «Всадники» — это финансовая знать империи с определенным денежным цензом. Декурионы - средние землевладельцы, бывшие магистраты, управлявшие городом. Рабы по-прежнему являлись самой низкой категорией населения. В то же время свободный крестьянин начинает превращаться в арендатора — издольника-колона. что свидетельствует о развитии феодальных отношений. Государственный строй Римской империи. Император-принцепс соединял в своих руках полномочия всех главных магистратур: консула, диктатора, претора, народного трибуна. При этом сохраняется видимость республики Армия становится постоянной и наемной. В III-м веке н. э. в Риме устанавливается доминат (от доминус-господин) — режим неограниченной монархии. Управление государством осуществляют чиновники, которых назначает император. Из органов управления необходимо выделить: государственный совет при императоре, финансовое и военное ведомство. Во время правления императора Диоклетиана (284—305) империя была разделена на Западную и Восточную. Армия была разделена на две части: одна часть размещена на границах, а другая — внутри государства, при помощи которой обеспечивалась внутренняя безопасность. Кроме того, император ввел новое административно-территориальное деление провинций, ввел прямой налог в натуральном виде, установил максимальные размеры заработной платы для различных слоев населения. Император Константин (285—337) продолжил реформы: разрешил христианам свободное вероисповедание, окончательно запретил переход колона из одного имения в другое. Римская империя существовала до 476 года.

15. Основные этапы развития римского права. Источники, правовые системы. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около 450 г. до н.э.) первых писаных римских законов- Законов 12 таблиц. Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан. Принятие Законов 12 таблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы. В Законах 12 таблиц право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер. Законы 12 таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для общего обозрения на форуме. После них возникает преторское право. Претор становится руководителем и наставником судьи.Рримское право создается при помощи юристов, постановлений сената; эдиктов императора. Право частное и право публичное. Общественные сооружения, дороги –область публичного права, а отношения, связанные с правом собственности, владения, наследственным, семейным правом, обязательствами - областью частного права. Старое Римское право принято называть цивильным правом.Преторское право развивалось в противоречии с цивильным правом. Третьим элементом римского права принято называть право народов — юсгентиум, которое заимствовало нормы права из торговых обычаев других стран. Право собственности. Сервитут. Римские юристы понимали под собственностью абсолютное право пользоваться и распоряжаться вещами с ограничениями, установленными договором или правом. Собственность - это господство исключительное, прямое и непосредственное. Сервитут - право на чужую вещь. Является формой ограничения права собственности. Сервитут:вещный и личный. Обязательственное право. Всякое обязательство возникает из договора или деликта {причинение вреда). Древнейшим видом договора является словесный или вербальный договор. Из вербального договора постепенно возникает и распространяется письменное обязательство. Римские юристы выделяли в особую группу контрактов, так называемые реальные, то есть обязанность исполнения и ответственность наступает с момента передачи вещи, а не с момента соглашения. Выделялись также консенсуальные договоры, момент ответственности наступал по заключению договора. Возрастает значение залога как эффективного способа обеспечения обязательства. Особым видом залога становится ипотека недвижимости. Семейное право. Брак без власти мужа становится господствующей формой брака. Он заключается при свободно выраженном согласии сторон и легко расторгается. Общим правилом стала раздельность пользования имущества супругов. Положение детей улучшилось. Власть отца нал ними ослабела. Наследственное право. Наследниками первой очереди были дети, а если их не было — внуки. Если не было первых двух, то наследниками признавались братья, дядья, племянники. В случае их отсутствия претор предоставлял право наследования всем другим кровным родственникам умершего.

16. Преступление и наказание по Римскому праву. Выделены преступления против порядка управления (взяточничество, присвоение казенных денег, хищение государственного имущества), за которые, как правило, назначалось наказание в виде смертной казни. Вид наказания также зависел от принадлежности к определенному сословию. К рабам применялись особо тяжкие наказания. Всякое обяза­тельство возникает либо из договора, либо из деликта (из правонарушения, связанного с причинением вреда). Деликты делились на частные и публичные.Частный возникал вследствие:кражи;личной обиды;причинения. Публичный возникал как преступление, которое нака­зывалось от имени римского народа, а взыскания и конфискации шли в казну. Наказания назначались в виде смертной казни (для небольшо­го числа преступлений):отсечение головы;утопление;распятие. сбрасывание с Тарпейской скалы, а также членовредительными наказаниями, бить­ем кнутом, штрафом и конфискациями, ограничением гражданс­кого статуса Несовершеннолетним смягчали наказание — за жатву на чужом поле, за кражу с поличным и др.В римском правоведении существовала конструкция под назва­нием талион (от "талис" — возмездие, частное мщение), которым обозначалось причинение обидчику того же зла, какое он причи­нил потерпевшему. Это была древнейшая разновидность признания права потерпевшего на возмещение вреда, занимающая промежу­точное положение между практикой убийства причинителя вреда (обидчика, убийцы) и практикой принятия от него денежного штра­фа.К числу преступлений, непосредственно затрагивавших интересы римского государства, относились:присвоение казенного имущества и расхищение государственных средств;взяточничество;подлог;фальшивомонетничество;участие в запрещенных сборищах иобъединениях;спекуляция зерном и другими продуктами;неуплата налогов и т.п.В связи с ростом постоянной армии увеличилось число воинских преступлений, среди которых выделялись измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т.п.Существовал также целый ряд религиозных преступлений, число которых значительно возросло в постклассический период после официального признания христианства.Расширился также (особенно под влиянием христианской религии) круг преступлений, относящихся к сфере семьи и нравственности:кровосмешение;супружескаяизмена;полигамия;сожительство с незамужней женщиной;мужеложство и т.д.В связи с углублением имущественного и сословного неравенства в период империи ответственность за телесные повреждения стала дифференцироваться в зависимости от того, какое место занимал потерпевший в социальной иерархии. Характернейшей чертой уголовного права императорского периода (особенно при доминате) становится ярко выраженный сословный принцип уголовной ответственности.Особо сурово, как и в предшествующий период, наказывались рабы. Были предусмотрены и новые репрессивные меры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: