Правотворчество – это направление государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанное на познании объективных социальных потребностей и интересов общества.
Правотворчество является одним из основных звеньев механизма правового регулирования общественных отношений. Их известная многоплановость предопределяет структурное содержание правотворческого процесса, который складывается из двух частей.
Правотворчество – это целостная процедура по подготовке, официальному обсуждению, принятию и опубликованию правового документа. Соответственно этому в процессе правотворчества выделяют две основные стадии. Первая предусматривает предварительное формирование государственной воли при составлении проекта нормативного акта. Все действия на этой стадии носят подготовительный характер и не порождают правовых последствий. Официальное закрепление государственной воли в нормах права – вторая стадия, которая превращает проект нормативного акта в правовой акт, имеющий общеобязательный характер.
Правотворчество основывается на таких принципах, как:
1) демократизм и гласность, заключающиеся в процедуре разработки и принятия нормативного акта правотворческим органом, осуществляющим свою деятельность на основание мнения народа, определяя общественное мнение;
2) профессионализм, связанный с качеством правотворчества, эффективностью механизма принятия государственных решений, заключающийся в необходимости привлекать компетентных специалистов, которые имеют профессиональные знаниями и опыт в проектировании и создании законопроектов;
3) законность, заключающаяся в том, что правотворческая деятельность по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов
должна осуществляться в рамках закона и прежде всего Конституции РФ; 4) научность и обоснованность с точки зрения правоприменительной практики. Данный принцип обусловливает подготовку законопроекта при помощи тщательного анализа социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т. д. С учетом субъектного состава органов можно выделить три разновидности правотворческой деятельности: правотворчество государственных органов (как общефедеральных, так и республиканских); санкционированное правотворчество; народное правотворчество (референдум).
Правотворчество государственных органов представляет собой такую разветвленную деятельность всех органов государственной власти и управления, в результате которой формируется система законодательства. Юридическая сила нормативного акта, принятого тем или иным органом, измеряется его компетенцией в иерархической структуре механизма государства. Результатом правотворчества государственных органов могут быть законы и различного рода подзаконные акты (указы Президента, постановления Правительства, инструкции министерств и ведомств, постановления и распоряжения органов власти на местах).
Санкционированное правотворчество – это разрешенная государством правотворческая деятельность должностных лиц (руководителей предприятий, учреждений, министерств, ведомств и т. д.) и некоторых негосударственных организаций и учреждений, результатом которой являются исключительно подзаконные нормативные акты или правовые предписания, изданные по вопросам, составляющим их компетенцию.
Референдум проводится по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни. С его помощью народ осуществляет свою власть непосредственно. Итоги референдума окончательны, не подлежат никакому утверждению.