Л. Я- Штернберг, крупнейший русский этнограф конца XIX и первой четверти XX зека. Вопросы генезиса, эволюции религии, первобытного строя занимали центральное место в научной работе.
Генетически процесс развития анимизма представляет следующие стадии.
Одушевление и очеловечение природы. На самых ранних ступенях своего существования человек мыслил, старался объяснить окружающий мир, искал причин происходящих в нем явлений. Но в этих поисках, при ограниченности знаний, при неизбежной примитивности методов познания, первобытный человек имел только один достоверный критерий—-его собственное „я“, один только метод—„психологический". Идя таким образом от единственного, хорошо ему известного (его „я") к н е из в е с т н о м у, он, естественно, должен был сознательно и бессознательно переносить на все окружающее атрибуты своей собственной природы: одушевленность, разумность, волю, активность — словом, мыслить природу по образу и подобию своему. Он видел, как вода течет, вздымает волны и шумит тысячью голосов; ветер мчится быстрее птицы и ревет, как разъяренный зверь; деревья качаются, при надрезах дают кровь; листья шумят, шепчутся, огонь движется, шумит, выпускает живые языки пламени. Из этих и многих других подобных явлений прямой вывод: все одушевлено, кажущаяся неодушевленность того или другого предмета — только временное состояние, как у человека сон. В действительности все так или иначе — актуально или потенциально — все живет, все разумно, волеспособно и активно. Одушевив природу, человек пошел еще дальше: он очеловечил, антропоморфировал ее. Продолжая сравнивать себя с окружающими объектами природы, он все более и более стал находить черты сходства между ними и собою.
|
|
Открытие духов. Продолжая свои наблюдения над природой, первобытный человек замечал целый ряд оптических и акустических явлений (призраки, тени, эхо, отражения, шумы и т. п.), в реальности которых он не имел никакого основания сомневаться (ибо о них свидетельствовали его внешние чувства). Они заставили его прийти к заключению, что в природе, на ряду с обычными телесными, вполне осязаемыми существами, имеется целый ряд существ, таких же реальных, как и он сам, как и все другие видимые объекты, — существ, которые проявляют несомненные признаки существования, но в то же время обладают специфическим свойством быть неуловимыми в своей реальной телесности или же обладают телесностью слишком тонкой, чтобы быть уловимыми, и поэтому так же произвольно исчезают перед человеком, как и неожиданно перед ним появляются. Это—существа-духи. Для первобытного человека эти „духи" не представляют ничего особенно чудесного: это—такие же существа естественного порядка вещей, как и все прочие объекты природы. Мало того: это — настоящие люди. Их единственный отличительный признак—способность стать неуловимыми, принимать вид любого предмета, животного, дерева, камня. От частного человек перешел к общему. Раз существуют специфические существа-духи в отдельных случаях мнимо-реального опыта, почему им не быть везде, почему им не наполнять всего бесконечного пространства, не занятого объектами видимого мира? И вот „мир стал полон духов боящийся плюнуть в сторону из опасения попасть в какого-нибудь духа. Создано было новое человечество духов, наполняющих весь мир, несметными сонмами окружающих человека. Леса, горы, реки, небеса — словом, каждый уголок земли стал обителью духов-людей, живущих такою же жизнью, какой люди.
|
|
Открытие души. Тем же методом самонаблюдения и несовершенного сравнения человек пришел и к открытию нового вида существ—душ. Различные физиологические явления (сон, сновидения, обмороки, явления, сопутствующие смерти —кровотечения, последний вздох, тень и пр.) привели к заключению, что функциями жизни управляют особые существа (души), от воли и судьбы которых зависит вся жизнь человека. Души эти — самой различной природы. Одни из них, как, например, кровь, дыхание, составляют видимые части или функции тела; другие, как душа, покидающая тело во время сна, представляют все признаки духа. Одни обнимают функции всего человека, всю его индивидуальность; другие управляют только функциями отдельных органов тела (парциальные души души глаз, языка, руки, ноги и т. п.). Одни обитают постоянно в самом человеке, другие могут жить вне его (в каком-нибудь дереве, животном, даже в его собственном изображении) и тем не менее влиять на его жизнь и здоровье. Среди этих столь различных душ есть одна, которая представляет подлинный двойник человека и продолжает его индивидуальное существование после смерти. Этим последним открытием ознаменовался величайший переворот в психике и всей дальнейшей эволюции человечества.
Загадка жизни и смерти, мучительно заставлявшая работать ум человека, разрешилась; пали ужасы смерти. Этого ужаснейшего бича человека не существует. Человек — обиталище неумирающих душ. Смерть — только момент, когда, вследствие разрушения его тела или оставления его душами, одна из его душ, подлинный двойник его, тотчас начинает новое существование, являющееся подлинным продолжением его прежней индивидуальной жизни.