Принципы организации и деятельности гос аппарата

- наиболее важные ключевые идеи, лежащие в основе его построения и функционирования. Они раскрывают сущность, социальное содержание и назначение, основные задачи и цели государственного аппарата.

- принципы, закрепленные в Конституции РФ – приоритет прав и свобод человека и гражданина; принцип демократизма (ст. 3); разделение властей; принцип законности, гласность; гуманизм (уважение элементарных прав человека в деятельности гос органов); принцип федерализма (принцип территориальности, принцип иерархичности – органы занимают определенное положение, но связаны между собой на началах субординации).

- принципы, закрепленные в иных федеральных законах – сочетание выборности и назначаемости; сочетание коллегиальности и единоначалия; национальное равноправие (ст.32 ч.4); принцип профессионализма

11. Единство госвласти и ее разделение на ветви

Государственная власть – это форма политической власти, располагающая монополией на издание обязательных законов для населения, опираясь на специальный аппарат принуждения.

Основоположником идеи разделения властей является Дж Локк, его монументальный труд – это два трактата о государственном правлении. Локк выделял законодательную, исполнительную и союзную власти. Полномочия принимать законы – возлагаются на парламент, а осуществлять законы возлагаются на монарха и правительство. Все виды публично-властной деятельности и реализующие их органы располагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная власть, а все иные ветви власти подчиняются ей, но вместе с тем оказывают на нее активное воздействие. Суды он поместил в исполнительную власть.

Шарль Луи Монтескье разработал теорию разделения властей, и он расписал свою теорию в 3 книгах, в самом главном труде «О духе законов», в романе «Персидские письма» и в «Размышления о причинах величия и падения римлян».

«О духе законов» - в каждом гос-ве есть три рода власти, власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами международного права и власть исполнительная, ведающая вопросам и права гражданского.

В силу первой власти государь или учреждение создает законы, а также исправляет или изменяет существующие законы.

В силу второй власти государь объявляет войну или заключает мир, посылает или принимает послов, обеспечивает безопасность.

В силу третьей власти, государь карает преступления и разрешает столкновение частных лиц. Эта власть и называется судебной

Таким образом, Монтескье высказался за включение в состав властей, подлежащих разграничению судебных органов. Система государственного управления, построенная на принципе разделения властей, законодательной и исполнительной дополнилась принципом независимости судей.

Теория разделения властей имеет практическое значение, она представлена в декларации прав человека, а касаемо Конституции, впервые принцип разделения властей был закреплен в Конституции США от 1787 года, затем в Конституции Франции 1791 года, и Конституции Польши в 1793 году. В Конституции РФ 1993 года, в статье 10, последовательно проводится принцип разделения властей, согласно которому государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.

Марченко называет предпосылки реализации принципа разделения властей:

1)Необходимо наличие политического и идеологического плюрализма

2)Должны быть обозначены пути и средства создания надежных гарантий прав и свобод граждан

3)Активное участие широких слоев общества в социально политической жизни

4)Ограждение всего общества и гос-ва от возможной узурпации гос власти, как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства.

Суть теории разделения властей. Она признана обосновать такое устройство государства, которое исключало бы возможность узурпации власти со стороны любого органа государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: