Государство – единая политическая организации власти в масштабе всей страны, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая общеобязательные для всех законы и обладающая суверенитетом
Право – система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений.
Соотношение права и государства:
Существует 3 модели соотношения права и государства:
1. государство стоит над правом и им не связано - тоталитарная модель - (тоталитаризм употребил Муссолини) - полное огосударствление всех сторон общества
2. право верховенствует над государством (теория правового государства)
3. государство создаёт право, но в своей деятельности связано им - реалистическая модель
в чём единство:
1. в основе их возникновения лежат одни и те же причины
2. являются объективно необходимыми социальными явлениями - единожды возникнув, они буду существовать всегда
|
|
3. имеют общую цель: упорядочить общественные отношения и внести стабильность в жизнь общества
влияние государства на право:
1. создает право
2. даёт официальное толкование норм права
3. реализует нормы права в форме правоприменения (соблюдение, исполнение, использование, применение)
4. обеспечивает охрану права
влияние права на государство:
1. право констатирует (легализует, фиксирует) существование и деятельность государства
2. законодательно закрепляет форму государства, структуру государства, его механизм, компетенцию гос органов и должностных лиц;
3. является средством осуществления задач и функций государства
4. закрепляет и регулирует правовой статус личности в государстве, пределы государственного вмешательства в личную жизнь граждан
22. Правовое государство
«Чистых» правовых гос-в нет, но есть идея правового государства.
Гуманизм, законность, добро, справедливость – Марченко про правовое государство
Этапы становления идеи правового государства:
1) Античность (создание теоретических предпосылок концепции правового государства в виде идей гуманизма, господства права и закона, правление права в трудах античных мыслителей было противоположностью беззаконию и анархии).
Принцип законности как основополагающий принцип для жизни общества был выработан уже в учениях Солона.
Сократ усовершенствовал это учение и по его мнению высшая справедливость заключается в повиновении законам, которая приводит к единению граждан.
Платон, отношение к законности рассматривал, как один из критериев деление государств на правильные и не правильные – «предпочтительнее чтобы властвовал закон, а никто либо из среды людей».
|
|
Аристотель сформулировал принцип правления права – «там, где отсутствует власть закона, там нет места какой-либо форме государственного строя».
Цицерон утверждал, что государством может считаться только правовое сообщество. В основу формирования теории правового государства он заложил принцип, согласно которому «под действие закона должны подпадать все».
Сенека заложил идею гуманизма в понимание правового государства
2)Новое время (16-18 века). Создание основ учения о правовом государстве, разрабатывались идеи о таких важнейших компонентах правового государства, как теории прав человека и идеи разделения властей.
Джон Лильберн – впервые ввел в оборот понятие «права человека», с его точки зрения свобода слова, совести, печати, торговли, равенство перед законом и судом, право собственности составляют прирожденные права человека (они даны не государством, а Богом и природой человека).
Джон Локк – разработал учение о гарантиях обеспечения прав человека, которыми являются законность, разделение властей и права народа на сопротивление незаконным проявлением власти.
Кант закладывает идею о первичности общества людей перед государством.
Государство призвано служить личности, охранять ее от любого произвола, в том числе от произвола самого государства
Признаки гос-ва по Канту:
1) Верховенство права
2) Права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью
Гегель – труд «Философия права» - государство охватывает всю систему права есть царство реализации свободы.