· Экономические условия – производственные отношения основываются на многообразии форм собственности, свободе предпринимательской деятельности и экономической независимости и самостоятельности индивида.
· Политические условия – режим демократии, конституционализма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти.
· Социальные условия – высокий уровень жизни граждан и поддержка государством социально- незащищенных слоев населения
· Правовые предпосылки – создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства и эффективная деятельность правоохранительных и правоприменительных органов
· Культурные предпосылки – высокий уровень политического и правового сознания, высокая политическая и правовая культура, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами
· Нравственные предпосылки – общечеловеческий принцип гуманизма, равенство перед законом, свобода личности, уважение её чести и достоинства
|
|
· Важнейшим условием формированием правового государства является развитое гражданское общество
По мнению профессора Байтина М.И. конституционное закрепление Российской Федерации как демократического правового государства не означает, что в нашей стране оно создано. Данный процесс формирования правового государства должен быть органически пережит обществом, которое само должно созреть для этого экономически, политически, духовно и юридически.
Трансформация идеи правового государства в РФ должна учитывать современные реалии:
· Невысокий уровень политической и парламентской культуры
· Правовой нигилизм
· Слабость демократических традиций.
25 Государство и конфессии
Государство – единая политическая организация власти в масштабе всей страны, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, издающая для всех обязательные законы и обладающая суверенитетом.
Конфессия – это объединение верующих в пределах одной религии, имеющая свое вероучение, особенности богослужения и особую организационную структуру.
Деноминация – это тип религиозной организации и специфическим признаком деноминации является ее промежуточный характер по отношению к церкви и секте. (религиозная организация в стадии становления)
По мнению ряда исследователей вся совокупность государственно конфессиональных отношений определяется через юридическую формализацию правового статуса религиозных объединений.
1) По средствам юридической формализации правового статуса религиозных объединений, отношения гос-ва и конфессий складываются в двух формах:
|
|
· Отношение с государственной религией, церковью, конфессией, то есть закрепление ее привилегированного статуса по сравнению с другими вероисповеданиями
· Режим отделения религии, церкви, конфессии от гос-ва. В данном случае под ним понимаются любые разновидности государственно конфессиональных отношений не предусматривающие наличие государственной конфессии чей статус законодательно закреплен.
Морозова указала на неполноту данной классификации и сформировала следующую типологию государственно-конфессиональных отношений:
Соотношение государства и конфессии представлено классификацией государств по типу государственно-конфессиональных отношений. По данному критерию выделяются:
· Светские
· Клерикальные
· Теократические
· Атеистические
Светские гос-ва – РФ, Республика Беларусь, Франция, Германия. Все виды религиозных организаций отделены от государства, они не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции. Для правового режима религиозных организаций в светском государстве характерны следующие черты:
1) Гос-во и его органы не вправе контролировать отношения граждан к религии
2) Гос-во не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство
3) Гос-во не оказывает ни одной из конфессий, ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи.
4) Религиозные организации не выполняют по поручению гос-ва юридических функций, а занимаются только вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан
5) Конфессии не вмешиваются в политическую жизнь страны
Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, гарантирует свободу религии, обеспечивает равенство всех религиозных организаций перед законом. ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях».
Клерикальные государства: религия имеет официальный статус государственной и занимает привилегированное положение по сравнению с другими конфессиями. Статус государственной религии предполагает тесное сотрудничество гос-ва и церкви. Клерикальными являются – Великобритания, Норвегия, Швеция, Дания, Япония, Испания.
Характеристика гос-ой религии в клерикальном гос-ве:
1) В сфере экономических отношений признается право собственности на широкий круг объектов – землю, здания, сооружения, предметы культа
2) Церковь получает от гос-ва субсидии, материальную помощь и налоговые льготы.
3) Церковь наделена рядом юридических полномочий – регулирует брачно-семейные отношения, регистрируют брак, рождение, смерть.
4) Церковь имеет право участвовать в политической жизни страны и может иметь представительство в гос-ых органах
5) Церковь обладает широкими полномочиями в сфере образования, воспитания, ведет цензуру печатной продукции, кино и тв
Теократическое государство – это такой тип гос-ва, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека – главы духовенства, теократически это гос-во признающее за религиозной догматикой высшей авторитет как в области законодательства, так и в области реальной политике – Ватикан, Иран, Пакистан, Мороко, Саудовская Аравия.
Теократическая модель предполагает:
1)Государственная власть принадлежит церкви, которая имеет статус гос религии
2)Доминирование гос-ва над обществом
3)Доминирование религии над правом
4)Религиозные нормы составляют основной источник законодательства
5)Регулирует все сферы жизни
6)Глава гос-ва является одновременно высшим религиозным деятелем и верховным священнослужителем – Ватикан
7)Жесткая иерархия и централизация гос аппарата
8)Отсутствие принципа разделения властей
9)Запрет на создание политических партий
|
|
10)Особое положение женщины (запрет на участие в управлении гос-ом)
Атеистические гос-ва – преследование религиозных организаций властями. Характерные черты:
1)Церковь лишается своей экономической основы собственности
2)Религиозные организации, либо запрещаются, либо находятся под жестким контролем гос-ва
3)Религиозные объединения не обладают правами ЮЛ и не могут совершать юридически значимых действий
4)Священнослужители и верующие репрессируются
5)Запрещается проведение в общественных местах религиозных обрядов, ритуалов, издание и распространение религиозной литературы, например, Конституция Албании 1976 года запрещала любую религию в стране.