Электронная коммерция. Торговля через интернет

Под электронной коммерцией понимается предпринима­тельская деятельность по осуществлению коммерческих опера­ций с использованием электронных средств обмена данными. В основе электронной коммерции лежат новые информационные технологии совершения коммерческих операций и управления производственными процессами с применением электронных средств обмена данными.

Важнейшей составной частью электронной коммерции яв­ляется электронная торговля. В соответствии с толкованием этого термина, которое дает ВТО, электронная торговля яв­ляется специфической формой торговли, принципиально но­вым способом покупки, продажи и распределения товаров и услуг, регулируемых в настоящее время международно при­знанными многосторонними правилами торговли, в частности Генеральным соглашением о торговле услугами (ГАТС).

Интернет-торговля имеет ряд преимуществ по сравне­нию с традиционной, как для продавцов, так и для покупа­телей. Считается, что нтернет-магазины привлекательны для покупате­лей по следующим причинам:

• доступность круглосуточно из любой точки мира;

• легкость, удобство, высокая скорость поиска и приобретения нужных товаров;

• наличие исчерпывающей информации о предлагаемых товарах;

• широкий ассортимент, позволяющий купить все не­обходимое;

• высокое качество обслуживания, индивидуальный подход;

• как правило, более низкие цены;

• развитая система поощрений;

• забавность и новизна, дающие дополнительное удо­вольствие при покупке товаров.

Чаще всего интернет-магазины - это небольшие фирмы, товарооборот которых обеспечивается силами одного-двух курьеров; но даже при небольшом объеме продаж такой магазин может приносить прибыль, особенно учитывая то, что барьеры на вход в интернет-торговлю сейчас невелики.

В последнее время товарооборот интернет-магазинов неуклонно растет. На сегодня в России работают интернет-магазины следующих типов:

· имеющие сайты в Интернете, но не имеющие склада/офиса и полноценной службы доставки - таких магазинов большинство;

· имеющие сайт в Интернете, собственный склад/офис и собственную службу доставки (курьерской службой) - самые яркие из таких проектов 003.ru, Ozon.ru и др.

· традиционно работающие в off-line, но открывшие интернет-площадки для стимулирования сбыта - Mvideo.ru, ultracomp.ru. Доля интернет-продаж в общем обороте сети "МВидео" составляет, по данным компании, около 2%.

В настоящее время электронная торговля в России разви­вается не столь быстрыми темпами как за рубежом, и наша страна весьма незначительно представлена на рынке электронной коммерции.

На развитие электронной коммерции в России негативно влияет целый ряд факторов:

- недостаточное развитие финансовой инфраструктуры для сопровождения сделок;

- нерешенность многих правовых вопросов использования технологий электронной коммерции;

- наличие значительных потенциальных резервов повышения эффективности бизнеса, лежащих вне сферы электронной коммерции (низкий уровень автоматизации предприятий, производительности труда, дисциплины сделок и т. д.):

- низкий, по сравнению с развитыми странами, процент хозяйствующих субъектов, имеющих доступ к Интернету.

Сегодня Интернет в России используют на постоянной ос­нове примерно 10% населения, то есть около 12-14 млн. чело­век. Это следствие не только неразвитости инфраструктуры, но и высокой стоимости подключения. Так, средняя стоимость постоянного подключения к Интернету в России составляет примерно 20-30 долларов в месяц, а такая же услуга в США стоит 10 долларов, в Великобритании - 30 фунтов стерлингов. С учетом низкого уровня доходов населения такая цена являет­ся достаточно высокой и делает для многих рядовых пользова­телей использование этих технологий недоступным.

Темпы развития информационных технологий полностью зависят от состояния экономики. Чем выше требования предъяв­ляются к экономической эффективности производства, чем бо­лее прозрачны отношения хозяйствующих субъектов, чем же­стче конкуренция на рынке, тем стремительнее развиваются информационные технологии. Сегодня на рынке информацион­ных и коммуникационных технологий лидируют США (занима­ют 36% объема этого рынка) и Европа - тоже 36%. Кроме того, Япония занимает 11% рынка, «Азиатские тигры» - 3 и «осталь­ной» мир - 14%. В Европе Германия занимает 23% рынка, Ве­ликобритания - 21, Франция - 18, Италия - 8, Испания - 4%. Восточная Европа занимает всего 6% рынка, а Россия - лишь небольшую долю среди этих 6%.

Тем не менее тенденция здесь положительна: если, по дан­ным аналитиков, в течение 2000 г. объем электронных сделок в России составил порядка 150 млн. долларов США, то к 2007 г. он возрос до 1 млрд. долларов.

В качестве способов доставки товаров на сегодняшний день наиболее востребованы:

1. Почта России

2. Собственная курьерская доставка (штатные курьеры)

3. Альтернативные операторы (например, DHL), а также специализированные курьерские службы.

На сегодняшний день большая часть товаров доставляется Почтой России, но это верно только для торговли по каталогам.

Курьерскую доставку используют почти все интернет-магазины. Альтернативные операторы являются хорошей заменой Почты России в случае особо крупных заказов, или при необходимости доставить хрупкие товары, но в силу высокой стоимости, их пока еще редко используют.

Курьерская доставка, обычная для интернет-магазинов, позволяет доставлять товары намного быстрее почты, что отчасти и определяет бурное развитие этого сегмента торговли в России.

Однако, несмотря на преимущества интернет-магазинов, организовывать курьерскую доставку в маленькие города и села так же невыгодно, как и открывать там обычный магазин. Поэтому интернет-торговля активно развивается только в крупных городах, а в городах и населенных пунктах численностью менее 50 тысяч человек товары по каталогам и доставка почтой пока являются единственной альтернативой традиционной и слабо развитой в них розницы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: