Понятие налогообложения. Методы налоговой деятельности государства

Налогообложе́ние — система изъятия имущества, основанная на властном подчинении. В системе налогообложения властный субъект изымает часть имущества у подчиненного ему объекта. Такое изъятие может иметь различные формы (дань, подать, и даже оброк). Изъятие имущества может сопровождаться насильственными действиями, но, как правило, осуществляется на основании консенсуса между властным и подчиненными субъектами, взамен на определенные преференции, получаемые подчиненным субъектом от властного. Применительно к государству, налогообложение является системой финансирования государственных органов за счет субъектов, признающих такое государство и принимающих его защиту.

Основным методом правового регулирования, которым поль­зуется налоговое право, является императивный метод, кото­рый в юридической литературе иногда называют односторон­не-властным, или директивным, а ранее именовали администра­тивным. Свое название этот метод ведет от латинского слова "по­велительный", что довольно точно отображает его суть. Приме­няя данный метод, государство требует безусловного подчине­ния и безоговорочного исполнения своих предписаний, выра­женных в налогово-правовой форме. Характеризуясь жесткос­тью и тщательностью регулирования государством поведения субъектов налогового отношения, императивный метод реали­зуется посредством издания правовых норм, где детально рег­ламентируются их права и обязанности. Субъектам остается лишь выполнять эти предписания, их внутренняя воля подавля­ется принудительной силой государства. Простор выбора соб­ственного варианта либо полностью исключается, либо весьма ограничен. Невыполнение требований правовых норм, отступ­ление от предписанного поведения (например, неуплата налога) влечет применение государственного принуждения и наказания виновного.

Таким образом, императивный метод, применяемый нало­говым правом, представляет собой довольно острое в социаль­ном смысле средство, основанное на принуждении и насилии.

Применение этого метода объясняется экономическими свойствами самого налога, как специфического способа добы­вания государством денежных средств путем принудительного и безвозвратного их изъятия у плательщика. Поскольку деньги изымаются у владельца помимо его воли и желания, то какой-либо иной метод правового регулирования здесь просто-напро­сто не сработает. Трудно, например, ожидать, что плательщик налога отдаст свои деньги добровольно — их у него можно ото­брать только силой принуждения, т.е. с помощью императивно­го метода.

Этим определяется весь правовой механизм установления и сборов налогов, где государство действует на основе власти и принуждения. Налоги устанавливаются государством в односто­ронне-властном порядке посредством издания соответствующим органом правового нормативного акта. Односторонне-властный порядок установления налогов не требует добровольного согла­сия плательщиков, которое государству заполучить практичес­ки невозможно. В Казахстане право установления налогов предо­ставлено Парламенту и реализуется им путем принятия закона. Этот акт обычно дополняется инструкцией Налогового комите­та, где разъясняются и конкретизируются положения закона.

Все эти акты самым категоричным и подробным образом опре­деляют налогоплательщика, описывают объект налогообложе­ния, ставки платежа, порядок и сроки уплаты налога, другие обязанности налогоплательщика.

В случае уклонения от уплаты налога (неполной и несвое­временной его уплаты) государство включает механизм жест­кого принуждения: налоговые органы производят удержание суммы налога в принудительном порядке, с применением раз­личных штрафных санкций (пени, штрафов). При этом предста­вители такого плателыцика - юридического лица (например, ру­ководитель, главный бухгалтер) могут быть привлечены к адми­нистративной ответственности, а в особых случаях — и к уго­ловной. Исполнение налогового законодательства в целом и конкретного налогового обязательства в частности контроли­руется специальными государственными органами — органами налоговой службы, наделенными широкими властными полно­мочиями.

Комментируя сущность метода правового регулирования, используемого в процессе налоговой деятельности государства, В. И. Гуреев пишет: «Юридически властные предписания мето­да налогового права проявляются в том, что императивные нор­мы налогового права обязывают плательщиков строго испол­нять требования налогового законодательства и не допускают каких-либо изменений по соглашению налогоплательщиков и налоговых органов. Кроме того, налоговые инспекции имеют право (вправе) давать указания в форме требований к руководи­телям, другим должностным лицам предприятий и гражданам по устранению выявленных налоговыми органами нарушений налогового законодательства, контролировать их выполнение и применять финансовые (налоговые) санкции к нарушителям. Следовательно, в этих случаях возникают отношения власти и подчинения».

Однако налоговому праву присущ и диспозитивный метод (договорной или автономный).

Диспозитивный метод более мягкий в воздействии на поведение субъектов общественного отношения, он не такой категоричный и устанавливает лишь общие рамки их поведения. Все остальное решается самими участниками отношения путем переговоров и согласования. В итоге возникает договорная форма общественного отношения.

Формой существования налогового права выступает налоговое законодательство.

Существует доктринальное (научное) и легитимное (официальное) определение налогового законодательства.

Налоговое законодательство – это совокупность правовых нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: