Налогообложе́ние — система изъятия имущества, основанная на властном подчинении. В системе налогообложения властный субъект изымает часть имущества у подчиненного ему объекта. Такое изъятие может иметь различные формы (дань, подать, и даже оброк). Изъятие имущества может сопровождаться насильственными действиями, но, как правило, осуществляется на основании консенсуса между властным и подчиненными субъектами, взамен на определенные преференции, получаемые подчиненным субъектом от властного. Применительно к государству, налогообложение является системой финансирования государственных органов за счет субъектов, признающих такое государство и принимающих его защиту.
Основным методом правового регулирования, которым пользуется налоговое право, является императивный метод, который в юридической литературе иногда называют односторонне-властным, или директивным, а ранее именовали административным. Свое название этот метод ведет от латинского слова "повелительный", что довольно точно отображает его суть. Применяя данный метод, государство требует безусловного подчинения и безоговорочного исполнения своих предписаний, выраженных в налогово-правовой форме. Характеризуясь жесткостью и тщательностью регулирования государством поведения субъектов налогового отношения, императивный метод реализуется посредством издания правовых норм, где детально регламентируются их права и обязанности. Субъектам остается лишь выполнять эти предписания, их внутренняя воля подавляется принудительной силой государства. Простор выбора собственного варианта либо полностью исключается, либо весьма ограничен. Невыполнение требований правовых норм, отступление от предписанного поведения (например, неуплата налога) влечет применение государственного принуждения и наказания виновного.
|
|
Таким образом, императивный метод, применяемый налоговым правом, представляет собой довольно острое в социальном смысле средство, основанное на принуждении и насилии.
Применение этого метода объясняется экономическими свойствами самого налога, как специфического способа добывания государством денежных средств путем принудительного и безвозвратного их изъятия у плательщика. Поскольку деньги изымаются у владельца помимо его воли и желания, то какой-либо иной метод правового регулирования здесь просто-напросто не сработает. Трудно, например, ожидать, что плательщик налога отдаст свои деньги добровольно — их у него можно отобрать только силой принуждения, т.е. с помощью императивного метода.
Этим определяется весь правовой механизм установления и сборов налогов, где государство действует на основе власти и принуждения. Налоги устанавливаются государством в односторонне-властном порядке посредством издания соответствующим органом правового нормативного акта. Односторонне-властный порядок установления налогов не требует добровольного согласия плательщиков, которое государству заполучить практически невозможно. В Казахстане право установления налогов предоставлено Парламенту и реализуется им путем принятия закона. Этот акт обычно дополняется инструкцией Налогового комитета, где разъясняются и конкретизируются положения закона.
|
|
Все эти акты самым категоричным и подробным образом определяют налогоплательщика, описывают объект налогообложения, ставки платежа, порядок и сроки уплаты налога, другие обязанности налогоплательщика.
В случае уклонения от уплаты налога (неполной и несвоевременной его уплаты) государство включает механизм жесткого принуждения: налоговые органы производят удержание суммы налога в принудительном порядке, с применением различных штрафных санкций (пени, штрафов). При этом представители такого плателыцика - юридического лица (например, руководитель, главный бухгалтер) могут быть привлечены к административной ответственности, а в особых случаях — и к уголовной. Исполнение налогового законодательства в целом и конкретного налогового обязательства в частности контролируется специальными государственными органами — органами налоговой службы, наделенными широкими властными полномочиями.
Комментируя сущность метода правового регулирования, используемого в процессе налоговой деятельности государства, В. И. Гуреев пишет: «Юридически властные предписания метода налогового права проявляются в том, что императивные нормы налогового права обязывают плательщиков строго исполнять требования налогового законодательства и не допускают каких-либо изменений по соглашению налогоплательщиков и налоговых органов. Кроме того, налоговые инспекции имеют право (вправе) давать указания в форме требований к руководителям, другим должностным лицам предприятий и гражданам по устранению выявленных налоговыми органами нарушений налогового законодательства, контролировать их выполнение и применять финансовые (налоговые) санкции к нарушителям. Следовательно, в этих случаях возникают отношения власти и подчинения».
Однако налоговому праву присущ и диспозитивный метод (договорной или автономный).
Диспозитивный метод более мягкий в воздействии на поведение субъектов общественного отношения, он не такой категоричный и устанавливает лишь общие рамки их поведения. Все остальное решается самими участниками отношения путем переговоров и согласования. В итоге возникает договорная форма общественного отношения.
Формой существования налогового права выступает налоговое законодательство.
Существует доктринальное (научное) и легитимное (официальное) определение налогового законодательства.
Налоговое законодательство – это совокупность правовых нормативных актов, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.