1. Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
2. Условия возникновения рын ка:
общественное разделение труда;
экономическая обособленность производителей;
самостоятельность производителя.
3. Основные признаки рынка:
нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;
нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.
4. Главные функции рынка
посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей;
ценообразования – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;
информационая – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;
регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;
санирующая (оздоровительная) – предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.
5. Положительные и отрицательные черты рынка как системы хозяйствования
Положительные черты | Отрицательные черты |
Способствует эффективному распределению ресурсов, формируя таким образом структуру производства Стимулирует научно-технический прогресс Способствует ресурсосбережению в обществе Создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы | Не гарантирует решение социально-экономических проблем (безработица, инфляция, защита окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки) Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству Порождает тенденцию к монополизации производства Не решает проблему внешних издержек (не отраженных в ценах рынка), которые ложатся на плечи общества Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами |
6. В современной экономике существует не один рынок, а целая система рынков.
-С точки зрения действующего законодательства: легальный (законный) и нелегальный (теневой);
-По товарам и услугам:
потребительских товаров (товарные биржи, ярмарки, аукционы и т. д.) и услуг;
средств производства;
рабочей силы;
инвестиций, т.е. долгосрочных вложений;
иностранных валют;
ценных бумаг (фондовые биржи);
научно-технических разработок и инноваций;
информации.
-По пространственному признаку: мировой, региональный, национальный, местный
-По типу конкуренции:
чистой (свободной) конкуренции
несовершенной конкуренции: чистой монополии; монополистической конкуренции; олигополии
7. Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства
конкурентная среда: свободное ценообразование, многообразие форм собственности, отсутствие монополизации рынка, действие законов, охраняющих права частной собственности;
наличие резервов роста экономики (свободные капиталы, запас трудовых и природных ресурсов);
функционирование инфраструктуры рынка (обеспечение движения товарных, денежных, трудовых и информационных потоков).
8. Монополия (от греч. monos – один, единственный и polo – продаю) – исключительное право на осуществление какого-либо вида деятельности, предоставляемое определенному лицу, группе лиц или государству.
- Естественные монополии: право на владение целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги), либо на не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые)
- Объединение нескольких предприятий, создаваемых для получения сверхприбыли
Формы монополий и их основные признаки
Формы монополий | Признаки |
Картель | Соглашение о ценах, распределении рынков, производственных и сбытовых квотах |
Синдикат | Объединение, в котором участники сохраняют производственную, но теряют торговую самостоятельность |
Трест | Полное объединение предприятий с потерей и торговой, и производственной самостоятельности |
Концерн | Объединение предприятий разных отраслей, торговых фирм, банков на основе общей финансовой зависимости |
Консорциум | Объединение монополий |
Конгломерат | Гигантский промышленный комплекс со значительной децентрализацией управления |
9. Конкуренция (позднелат. – concurentia, от concurrere – сталкиваться) – состязание, соревнование между производителями (продавцами) товаров за лучшие результаты, в общем случае – между любыми экономическими субъектами, борьба за рынки сбыта, товаров с целью получения более высоких доходов.
Можно выделить типы конкуренций, основанные на частной собственности:
- простых товаропроизводителей
- единичных капиталов
- монополий
- национальных капиталов
- интернациональных капиталов