Мировоззрение имеет 2 стороны: мировоззренческую и научно-теоретическую. Этим обуславливается с одной стороны общее в философии и науке, с другой – их различное.
1. Философия как и наука носит систематизированный, упорядоченный характер, построена на принципах разума, логики.
Наука исторически связана с философией, поскольку первые ученые были вместе с тем и философами.
2. Наука стремится устранить субъективность в анализе своего предмета, т.е. не оценивает его. Философия же, наоборот, несет на себе отпечаток личности философа, его оценки, отношение к миру. При построении философской системы логика играет хотя и важную, но все же не определяющую роль. Исходные положения такой системы сверхлогичны и воспринимаются на веру.
Наука исследует отдельные области мира. Философия рассматривает весь мир в целом, т.е. мир как единая система.
Принято выделять следующую структуру философии:
1. Онтология – учение о бытии.
2. Гносеология – теория познания.
3. Арксиология – учение о ценностях.
4. Праксиология – учение о деятельности.
5. Философская антропология – учение о человеке.
Функции философии:
1. Мировоззренческая.
2. Методологическая – способ понимания мира.
3. Функция рационализации – перевод в логическую, понятийную форму.
4. Функция систематизации – теоретические выражения результатов человеческого опыта.
Исходя из структуры можно выделить следующие функции:
- онтологическая – вырабатывает самые общие теоретические основания представления людей о бытии, природной и социальной действительности;
- гносиологическая – заключается в рассмотрении возможности познания мира, разработке универсальных методов познания и логического мышления;
- аксиологическая – рассматривает основания ценностных ориентаций людей, их нравственно-эстетических идеалов, регуляторов поведения;
- праксиологическая – проявляется в опосредованном воздействии философии на практическую деятельность людей, определении их социальных целей и идеалов, выборе средств или методов действий;
- философско-антропологическая – является выражением синтеза всех предыдущих функций, благодаря этой функции философия предстает как система принципов, законов и категорий, на основе которых человек познает, оценивает и преобразует мир для себя и себя для мира.