Самым общим принципом педагогики трудновоспитуемости является гуманно-личностный подход к ребенку. Он разработан в трудах крупнейших педагогов и психологов мира (Амонашвили Ш.А., Корчак Я., Сухомлинский В.А., Роджерс, Френе, Штейнер и др.). В реализации учителем личностного подхода можно выделить следующие особенности его применения к трудным детям.
К благополучным детям
| К трудным детям
|
1.Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.
| Любить и уважать трудных сложнее, чем хороших детей, но любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями;
говорить с трудным как со взрослым, не ломать резко его нравственные взгляды, даже если они ошибочны, а влиять на них постепенно. Забывать плохое сразу, прощать, помнить хорошее всегда; взять в основу работы с трудным оптимистическую гипотезу, верить в исправление трудного: лучше ошибиться в доверии, чем необоснованно осудить
|
2.Создавать такую обстановку ученья, общения, труда, в которой каждый ученик чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему
| предоставлять трудному возможность проявить себя с положительной стороны, скомпенсировать его недостатки выявлением положительных сторон;
организовать переубеждение на его собственном опыте
|
3.Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка; Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка
| предъявляя требования к трудному, нельзя угрожать, вспоминать прошлые грехи, брать обещания, которые он не может выполнить;
быть искренним, не лицемерить с трудным, не морализировать, не унижать его
|
4. атмосферу "успеха", помогать детям учиться "победно", обретать уверенность в своих силах и способностях.
| Вызывать, искать все положительное в трудном, опираться, делать ставку на проявление;
не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков трудного
|
5.Учить школьника видеть личность как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.
| Всячески поддерживать усилия трудного по самовоспитанию и перевоспитанию, создавая для этого специальные педагогические ситуации;
вовлекать и включать трудного в жизнь коллектива, противопоставляя коллективные отношения вредным влияниям
|