IV. Стимулирование волевых усилий трудного подростка

Приемы индивидуального воздействия
Условия действенности приемов (по Верцинской)
Дифференцирование — групповой подход в процессе обучения

Особенности личностного и профессионального становления старшеклассников

Процесс формирования профессионального самоопределения людей и принятия решения о выборе профессии осуществляется в зависимости от социально-экономических и культурно-исторических условий. На выбор профессии влияют не только интересы и способности человека, но еще и широкий спектр общественно обусловленных факторов: уровень экономического развития государства, культурно-исторические условия, совокупность представлений о ценности и престижности тех или иных профессий и труда в целом.

В исследованиях Е. А. Климова выявлено, что экономические изменения в стране и социально-материальное расслоение общества порождают у школьников неуверенность в своих силах, приводят к социальному инфантилизму, неумению и нежеланию брать на себя ответственность в выборе профессии и своего места в жизни.

В качестве отправной точки в профессиональном самоопределении личности, ядром которого является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей. Как правило, рассматривается подростковый возраст. [8, с. 67]

Период выбора профессии хронологически совпадает и с подростковым, и с юношеским возрастами, для которых характерно принятие ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека. В своем исследовании мы используем термин «старшеклассник», так как он, с точки зрения многих исследователей, наиболее адекватен существу изучаемого явления, так как в отрочестве и ранней юности выбор профессии становится наиболее актуальным.

За краткостью слов выбор профессии старшеклассниками - первый и один из самых жизненно важных самостоятельных шагов, ведь, выбирая профессию, школьник предопределяет, в сущности, образ жизни на долгие годы: характер деятельности, ритм жизни, круг общения, возможности карьерного роста и социального положения и т. д.

Существует ряд психологических причин, обуславливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили. Ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого - выбрать профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией позволяют человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворенности собой очень сильна мотивация выбрать профессию, которая способствует реализации личности. [2, с. 237]

Выбор профессии - сложный и длительный процесс, в котором существуют опасности. Одна из них - затягивание и откладывание старшеклассниками профессионального выбора в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций молодых людей. Что вполне понятно, если вспомнить, что профессиональное самоопределение - один из главных компонентов взросления и устойчивого образы Я, самоуважения и т. д. [14, с. 80]

Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем разнообразии у каждого старшеклассника конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Так, Е.А. Климов выделяет восемь важнейших типов обстоятельств, которые старшеклассникам полезно «не забыть», принять, так или иначе, во внимание при обдумывании профессионального будущего:

1.Позиция старших членов семьи.

2.Позиция сверстников, «значимых других» из круга внесемейного общения.

3.Позиция учителей.

4.Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности.

.Уровень притязаний учащегося на общественное признание.

6.Уровень информативности.

7.Склонности к тем или иным видам деятельности.

.Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося (включая их полной неопределенности и случай отсутствия). [10, с. 231-232]

Для процесса формирования будущих специалистов важное значение имеет знание уровня профессиональной направленности учащихся. Профнаправленность - интегративное качество личности, которое определяет отношение человека к профессии. Она придает всей учебно-трудовой деятельности учащегося глубокий личностный смысл, резко повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений, навыков.

Рассмотрим конкретные составляющие профессиональной направленности. Ведущей среди них является система ценностных ориентаций, связанных с профессиональными устремлениями человека.

К профессионально-ценностным ориентациям относятся социальная значимость и престиж профессии, содержание профессионального труда, возможности совершенствования и самоутверждения.

Следующий компонент профнаправленности - профессиональные интересы, выражающие личную приязнь к конкретному виду труда, имеющему для человека эмоциональную привлекательность.

Под профессиональными интересами понимается динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной эмоциональной, познавательной и волевой активности, направленной на предполагаемую профессию.

В исследованиях С.В. Фроловой было выявлено, что основой для оптимального профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом учащиеся уже знают группу профессий, соответствующих их склонностям. В этот период они получают информацию об особенностях профессиональной деятельности в предпочитаемых профессиях.

Ведущим компонентом направленности являются мотивы. Выбор профессии побуждается одновременно несколькими мотивами. Основой их является глубокая, устойчивая потребность личности в профессиональной деятельности. Мотивы могут иметь разную направленность, усиливая или, наоборот ослабляя друг друга. Они изменяются и обогащаются в процессе развития ведущей деятельности.

Следующим компонентом профнаправленности является отношение личности к профессии. В процессе профессионального становления личности складывается динамическая система отношений не только к профессионально значимым видам деятельности, условиям и способам их выполнения, но также к членам профессиональных групп, коллективов. Отношения выражаются в удовлетворенности выбранной профессией, перспективами профессионального роста, карьеры.

В процессе профессионального самоопределения учащихся встречаются определенные препятствия, возникающие в связи с решением задач выбора профессии.

В основе лежит несколько групп противоречий: противоречие между наличным и необходимым уровнем знаний, умений, способов, обеспечивающих реализацию встающих перед старшеклассником целей; противоречия, связанные с определением и оценкой своей жизненной перспективы; между возможностью проявить себя в различных видах деятельности и необходимостью самоограничения потребностей; между интересами и способностями; между особенностью здоровья, характера, привычек и требованиями, предъявляемыми профессией.

Практика исследований показала, что наиболее распространенными трудностями и ошибками молодых людей при выборе профессии оказываются: использование неадекватных источников информации о профессии, как следствие, выработка искаженных представлений о ней; не умение систематизировать имеющуюся информацию, выделить в ней главное и второстепенное; неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии; преобладание эмоциональных компонентов в процессе принятия решения; подчинение «давлению» со стороны окружающих. [3, с. 17]

Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А.Климовым. Он выделяет типы:

) низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, неумение выделить у себя профессионально значимые качества;

) заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана;

) заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе;

) завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус;

) завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть. [10, с. 67]

В устранении этих трудностей могут помочь педагоги, психологи, врачи, работники образования, экономисты, социологи, а также средства массовой информации.

Негативные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и его социальное окружение. Человек, работающий не по призванию, в большинстве случаев тяготится своей работой, не достигает оптимального творческого режима своей деятельности, зачастую вымещает свою неудовлетворенность работой на членах семьи. При правильном выборе профессии индивидуальные особенности человека в целом совпадают с требованиями профессии.

Проблема профессионального самоопределения была и остается в большинстве случаев актуальной как для молодежи, так и для уже сформировавшихся специалистов. Человек развивается, вместе с ним развиваются и изменяются его профессиональные планы и предпочтения.

В этот период познавательные психические процессы развиваются неравномерно. Интеллектуальное развитие, человека, достигшего ранней взрослости, проходит во взаимодействии с формированием или трансформацией его личности. И хоть развитие психофизической функции на рубеже 25 лет прекращается, интеллектуальное развитие продолжается еще многие годы.
Взрослый человек может самостоятельно контролировать ход своего интеллектуального развития и добиваться больших результатов, связанных с трудом или творчеством. Успешность человека зависит от степени его одаренности, уровня образованности и правильно выбранного рода деятельности. Этот факт свидетельствует о том, что развитие когнитивной сферы человека имеет индивидуально обусловленный характер.
Главными проблемами в эмоциональной сфере, требующими обязательного разрешения именно в период ранней взрослости, являются достижение идентичности и близости.
Эмоциональная близость в человеческих отношениях выступает как основа любви. Чувство любви имеет глубоко интимный характер и сопровождается ситуативно возникающими и изменяющимися эмоциями нежности, восторга, ревности, которая зачастую выражается в виде гнева, печали, злости, обиды, разочарования и других эмоций. Любовь охватывает достаточно широкий круг эмоциональных явлений, различающихся глубиной, силой и другими характеристиками: от сравнительно слабо выраженных отношений (симпатии) до целиком захватывающих человека переживаний, достигающих силы страсти.
В ранней взрослости происходит развитие комплекса эмоций, таких как эмоция родительских отношений, включающих в себя радость от общения с ребенком, чувство привязанности и доверия, особая чувствительность к потребностям ребенка, чувство интереса к ребенку, восхищения и гордости за него.
В основном эмоциональная сфера человека в этом возрасте уже сформирована и стабильна.
Роль мотивационной сферы очень велика, потому что в этот жизненный период человек вступает во взрослую жизнь и ему предстоит решить многие проблемы, среди которых создание семьи, рождение детей, выбор профессии.
Создание семьи – очень важный шаг в жизни любого человека, который обусловливается следующими мотивами: любовь, духовная близость, материальный расчет, психологическое соответствие и моральные соображения. От того, на какие ценности ориентируется человек при создании семьи, будет зависеть его будущее.
Еще одним важным шагом, которым человек определяет свое будущее, является выбор профессии. Человек, делая данный выбор, руководствуется практическими соображениями, родительскими установками, желанием реализовать свои способности, интересом к профессии и ориентацией на сложившуюся систему ценностей, которая может изменяться с возрастом.
Замечено, что ближе к 30 годам на смену романтически окрашенным ценностям приходят более практичные. Главными становятся внешние факторы мотивации труда: заработная плата и материальное поощрение. Человек уже реально оценивает свои возможности, корректирует жизненные ценности и уровень притязаний.
На самосознание, самооценку, «Я-концепцию» оказывают влияние следующие факторы: самоопределение личности в качестве сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала и гражданина.
В соответствии с осознанием своих физических особенностей, осознанием психологического возраста, профессиональной ориентации и основными личными и социальными установками в целостную «Я-концепцию» включаются новообразования, которые отражают зрелость личности.
В данный период наблюдается нормативный кризис 30–33 лет. Он обусловлен рассогласованием между жизненными планами и реальными возможностями человека. В этом возрасте происходит пересмотр жизненных ценностей и незначительные ценности отсеиваются.
Период ранней взрослости характеризуется освоением профессиональной деятельности, самосовершенствованием, созданием семьи, воспитанием детей, особенностями организации свободного времени (досуга), которая позволяет воплотить в жизнь нереализованный потенциал личности.
Таким образом, каждая сфера человеческой активности характеризуется специфическим характером деятельности и общения: труд – общественно-полезной деятельностью, семья – концентрацией и разнообразием межличностных отношений, досуг – реализацией личностного потенциала.
Ведущим фактором развития в данный период является трудовая деятельность, а главными задачами ранней взрослости становятся самоопределение и создание семьи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: