Фридрих Ратцель (1844-1904) предпринял одну из первых попыток дать обобщенную картину этносов в их географ. измерении. С точки зрения Ратцеля, человек, будучи одним из самых подвижных живых организмов, все же привязан к земле и зависит от той природной среды, в которой он пребывает и формируется. Так происходит дифференциация обществ и народов.
Ратцель делит этносы на «дикие» и «культурные», считая главным критерием степень и качество зависимости тех и других от природы. Над «дикими» народами природа довлеет. Культурные же народы от нее освобождаются и вступают с ней в более равноправный и взаимообогащающий диалог. На основании такого подхода Ратцель выстраивает системы «антропогеографии», то есть карты исторической динамики взаимодействия народов между собой в конкретных географических условиях.
Ратцель заложил основы сразу нескольким направлениям, получившим в ХХ веке дальнейшее развитие. Так, в частности, он:
· разработал предпосылки для геополитики и сформулировал ее главные постулаты – «закон пространственного роста государств», идею «жизненного пространства» и т.д.;
|
|
· привлек внимание социологов к значению фактора пространства, с помощью кот. он объяснял различия в культурах разных этносов;
· ввел понятие «пространственного смысла», послужившее прототипом концепции «месторазвития» у философов-евразийцев;
· заложил предпосылки теории «культурных кругов», утверждая, что все материальные, технические и культурные открытия в истории делались только в одном месте и одним народом, а далее распростран. среди других народов методом их передачи;
· выдвинул базовую для этносоциологии гипотезу о происхождении государства из подчинения одного этноса другому, более агрессивному, этносу завоевателей.