Ф. Боас: основатель культурной антропологии

Началом полноценной этносоциологической традиции в США следует считать школу, созданную (эмигрировавшим в США из Германии) Францом Боасом. Она получила название «культурной антропологии».

Боас построил свою научную программу на опровержении всех трех форм расизма

· эволюционистского или прогрессистского (построенного на тезисе, что сложные общества лучше простых),

· биологического (объяснявшего культурные различия расовыми биологическими особенностями) и

· европоцентристского (как разновидности европейского и американского «этноцентризма»).

Боас выдвинул радикально новое учение об обществах, которое провозглашало:

· относительность и обратимость (реверсивность) соц. процессов

· историчность любых типов общества – как сложных, так и простых

· необходимость изучать архаические общества только в полевых условиях

· культурный плюрализм, то есть отсутствие какого бы то ни было основания для иерархического сравнения культур и обществ между собой

· отказ от наблюдения за архаическими этносами как за объектами (глазами европейского или американского культурного субъекта) и требование соучастия в них как в субъекте

· вскрытие зависимости физических и в том числе расовых свойств человека от окружающей среды – природной и социальной;

· приоритетный учет языкового фактора как обобщающей формулы культуры.

Сам Боас строго следовал этим правилам, подолгу жил среди изучаемых им племен (особенно эскимосов, инуитов и индейцев Квакиутль), изучил их языки и культуру, проник в их «жизненный мир».

Альфред Кребер: культурный паттерн и сверхорганика

Ввел понятие «культурного паттерна», т.е. опр. образца, оригинала, кот. составляет собой алгоритм постоянных особенностей общ-ва (обрядов, ритуалов, процессов, церемоний, ситуаций и т.д.), регулярно и синхронно воспроизводимых в различн. условиях.

Роберт Лови: исторический партикуляризм

В сфере исторической антропологии он сформулировал концепцию «исторического партикуляризма», т.е. особости и уникальности исторического опыта каждого этноса, включая те, которые считались прежде не имеющими истории вообще и воспроизводящими постоянно один и тот же «паттерн».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: