Племена и племенные союзы Древней Руси

Скудность сведений, отсутствие достоверных источников и пристрастность большинства летописцев, так или иначе выполнявших политический и религиозный заказ, а также подстраивающих свои тексты под образцы известных им византийских хроник и ветхозаветных сюжетов, не позволяют нам составить полноценной картины социального устройства древнейших племен и племенных союзов восточных славян, сплотившихся позднее, в эпоху Киевской государственности, в древнерусский народ.

Скорее всего, на чисто архаический пласт (мировая река, мировое древо, волхвы, вечное возвращение, сельская община, коллективная идентичность, интегральный и целостный этноцентрум, неразделимость культуры и природы и т.д.), то есть на древнеславянскую койнему накладывались более сложные социологические формы. Так, у некоторых племен мы встречаем княжескую власть. В некоторых случаях ее инородческий характер бросается в глаза. В других случаях князья носят славянские имена. Однако и в этом случае трудно сказать, не является ли анахронизмом идентификация летописцами, творившими в княжеский период, того или иного лица как «князя». Возможно, речь шла всего лишь о старейшине или о предводителе, выбранном на время военных походов. Нельзя исключить, что в определенных случаях функции вождя мог брать на себя волхв.

Вместе с тем, вероятно, часть восточнославянских племен и племенных союзов, если не все они, были интегрированы в состав внешней государственности – степной (с юго-востока) или германской, и с севера (варяжские походы на северные земли славян).

В целом же, мы видим картину славянских этноцентрумов, объединенных общим или близким языком, хозяйственным бытом, культурой и традицией, над которыми надстроены – в довольно слабой и эфемерной форме, не затрагивая этноцентрумы глубоко – этажи более дифференцированного общества с центром, расположенном вне собственно славянского мира.

Венеды

Первые упоминания о славянах появляются в I веке нашей эры. Речь идет о племенном союзе венедов или венетов. Согласно греческим и римским историкам, венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом, куда впадает Одра, и Данцингским заливом, куда впадает Висла, и далее по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. Племена, называвшиеся «венетами», локализовались как в Северной Италии, так и в балтийском ареале.

Об этнической принадлежности венедов существуют различные гипотезы. Одни историки уверенно причисляют их к славянам, другие – к сарматам, третьи – к германцам, четвертые – к кельтам. Нельзя исключить, что это была группа индоевропейских племен, в которых объединились представители всех этих культур.

Тот факт, что венеды могут быть прямыми предками восточных славян, косвенно подтверждается возможными толкованием этнонима «вятичи», ранее писавшимся как «вентичи», а также тем, что финно-угорские народы (современные эстонцы и финны) называют Россию «Веìняйя» или «Веìнемаа», а русских – «вэнэ».

Анты

Очевиден полиэтнический состав антов. Видимо, это был не столько этнос, сколько древний народ, состоящий из различных этнических групп, имеющий высокую степень социальной стратификации и все признаки государственности.

Ареал распространения антов охватывает район среднего течения Днепра и простирается в степную зону вплоть до Керчи и Крыма. Так же много следов антов встречается в междуречье Днестра и Днепра..

В пик своего могущества владычество антов простиралось от Дона до Румынии и Балкан.

Анты представляли собой дифференцированное общество, организованное по военному принципу. Весьма вероятно, что антская знать состояла из сарматов и их потомков алан. При этом, по всей видимости, в состав этого народа входил и значительный сегмент древних славян, представлявших собой земледельческий слой этого народа.

Антское государство получило серьезный удар от остготов Витимира, а позднее было разрушено аварцами, создавшими Аварский каганат, расположенный в западной части владений антов. Анты, как и, скорее всего, венеды, были именно народом, то есть исторической и политической общностью, куда почти наверняка входили предки восточных славян. Существуют гипотезы о том, что в народ антов входили древние черкесские племена, а также угорские этносы.

Дулебы

Западнее древних антов на правом берегу Днепра, на территории Западной Волыни проживало древнейшее восточнославянское племя дулебов. Возможно, под этим именем фигурировал широкий племенной союз. По одной из версий, при установлении Аварского каганата авары нанесли удар не только по царству антов, но и по дулебам, что привело к выделению их них отдельных племенных групп древлян и дреговичей, переместившихся с правобережья Днепра на север и северо-запад. При этом другая часть дулебов смешалась с антами, жившими на правом берегу Днепра или вытесненными туда аварами и позднее давшая начало волынянам и бужанам. Нельзя исключить влияние дулебов и на племенной союз полян. О дулебах сохранилось очень мало сведений. Известно лишь, что они дважды участвовали в походах русских князей на Царьград.

В отличие от антов, мы не располагаем сведениями о наличии у дулебов государственности и строго дифференцированного социального строя. Вместе с тем, учитывая воинственность этого племени, можно предположить, что и оно было этнически разнородным и представляло собой сочетание военной и собственно славян-земледельцев.

Поляне как ядро будущего древнерусского народа

Восточные славяне представляли собой созвездие отдельных племен, отличающихся друг от друга диалектами, некоторыми культурными особенностями, многими специфическим чертами, а также структурой межэтнических контактов с соседними этносами. Вероятно, эти межэтнические контакты влияли и на отдельные стороны бытового уклада и образ жизни каждого конкретного племени.

Среди восточных славян, составивших в дальнейшем основу для формирования древнерусского народа (русичи), можно выделить ряд племен и распределить их по географическому признаку, а также по соседству с другими этническими группами.

В центре восточнославянских поселений находились территории Приднепровья, которые были населены преимущественно славянским племенным союзом полян. Древний Киев как укрепленное оборонительное сооружение (возможно, основанное кочевниками как центр сбора дани с окрестных племен) располагался в центре земель, где обитали поляне.

Летописец Нестор считает полян (равно как и другие племена – дреговичей, древлян и кривичей) потомками белых хорватов, хорутан и сербов, обосновавшихся на территории современной Беларуси в VI-VII веках. Он же объясняет этноним тем, что «поляне жили среди полей». Летописец подчеркивает наличие у полян развитой культуры, отличавшей их от других племен.

Северяне

Северяне, по мнению некоторых исследователей, представляли собой ославяненных потомков скифо-сарматского племени. Есть гипотезы, что они были частью племенного союза гуннов. Другие исследователи связывают их с уграми или тюрками.

Северяне жили вдоль русла рек Ворсклы, Псла, Десны, Сейма.

Главным центром северской земли был город Чернигов, игравший важную роль в структуре Древней Руси. Другими городами были Курск, Новгород-Северский и Путивль.

Радимичи

Радимичи считаются славянским племенем, пришедшим на территорию Русской равнины из области современной Польши. По другой версии, они представляют собой ославяненное исконное балтийское население.

Они населили верховья Днепра и Десны по течению реки Сожа (и ее притоков), а также окрестности рек Ипуть и Беседь. Скорее всего, именно эти реки были у радимичей священными и являлись осью этноцентрума.

Летопись сообщает, что в IX веке радимичи платили дань хазарам. Среди городов радимичей упоминается Пропошаск (позже Славгород), располагавшийся на притоке реки Сожа Пещань, а также Кричев (Кречют), Гомель (Гомий), Рогачёв и Чечерск.

Радимичи, вероятно, повлияли на этнический состав современных белорусов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: