Сущность и особенности наиболее обоснованных классификаций методов обучения в начальной школе

1. Классификация методов обучения по источникам знаний (Н.М. Верзилин, Е.Я. Голант и др.) – практика, наглядность, слово:

Практический Наглядный Словесный Работа с книгой Видеометод
Опыты, упражнения, дидактические игры Иллюстрация, демонстрация, наблюдения Объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж Чтение, изучение, изложение, составление плана Компьютерные методы

2. Классификация метода по типу познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемное изложение;

- частично-поисковый;

- исследовательский.

3. Бинарная классификация методов обучения (М.И. Махмутов):

Метод преподавания Метод учения
Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, объяснительно-побуждающий, побуждающий Исполнительный, репродуктивный, продуктивно-практический, частично-поисковый, поисковый

4. Методы в сочетании с формами сотрудничества (Л. Клинберг):

Монологические методы Формы сотрудничества Диалогические методы
Рассказ, демонстрация Индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные Беседы

В особую группу методов обучения в начальной школе обосабливаются интерактивные методы.

Интерактивные методы в дидактике – это способы взаимодействия учителя и участника учебного процесса, разнообразных средств и потребителей информации или между самими обучаемыми. К ним относятся:

- дискуссии;

- тренинги;

- обсуждения с «открытыми ответами»;

- беседы с «незаконченными выводами»;

- анализ альтернатив;

- «мозговой штурм»;

- соревнования;

- отстаивание своей позиции.

2.16. Модернизация начального образования. Нормативные документы, определяющие содержание образования (стандарты второго поколения). Характеристики начального образования.

Анализ существующих подходов к реформированию системы начального образования позволяет заключить, что при значительном разнообразии подходов к решению проблемы, существует признание необходимости построения систем начального образования в единстве функций обучения и воспитания, познавательного и личностного развития учащихся, на основе формирования общих учебных умений, обобщенных способов действия, обеспечивающих высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития учащихся.

Анализ новых тенденций модернизации образовательного процесса в начальной школе позволяет говорить в первую очередь об изменении общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

- от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирования умения учиться;

- от «стерильности» системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета к экологической парадигме включения содержания обучения в контекст решения жизненных задач;

- от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации;

- от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового;

- от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию учебного сотрудничества необходимым условием развития учащегося.

Для начального образования на данном этапе развития общества приоритетным является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании.

Для достижения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей. Чтобы сформировать эти умения, необходимо внести существенные изменения в контрольно-оценочную деятельность, пересмотреть ее цели. В частности, целесообразно использовать педагогические технологии безотметочного оценивания, которые апробируются в ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания начального образования.

В системе начального образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности младшего школьника, направленной на решение реальных жизненных задач. Наиболее авторитетными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение, учение, ориентированное на решение проблем (задач), проектные формы организации обучения. Приоритетной задачей начальной ступени является сохранение индивидуальности ребенка, создание условий для его самовыражения. Эта задача решается посредством дифференцированного обучения, которое учитывает темп деятельности школьника, уровень его обученности, сформированность умений и навыков. Большую роль при этом играет организация групповых форм обучения, во-первых, потому что они основаны на учебном сотрудничестве младших школьников, а во-вторых, потому что учащиеся работают без пошагового учительского руководства и контроля. Ученики делятся на группы для самостоятельного изучения нового материала, для обсуждения разных вариантов решения задачи, разных точек зрения на одно и то же явление. Обучение, основанное на групповых формах организации урока, позволяет к концу начальной школы сформировать класс как учебное сообщество, способное и склонное ставить учебную задачу, искать пути ее решения и полученные результаты использовать для решения большого круга частных задач. Использование данной формы организации обучения в 1–4 классах позволяет успешно продолжать формирование навыков самообучения.

Основные результаты обучения в начальной школе связаны с приоритетными целями образования на этом этапе обучения и могут быть представлены группой общеучебных умений, навыков и способов деятельности и группой предметных знаний, умений и навыков. Значение достижений учащихся в первой группе определяется влиянием общих, межпредметных умений и навыков на качество познавательной деятельности в 1-4 (и далее) классах.

Начальная школа закладывает основы функциональной грамотности учащихся, вооружает их основными навыками общения и учебного труда, приобщает к началам отечественной и мировой культуры, создавая базу для последующего освоения образовательных программ основной школы.

Содержание начального образования ориентировано на первоначальное формирование основных сторон культуры личности: познавательной, коммуникативной, нравственной, эстетической, трудовой, физической. На этом возрастном этапе эти стороны культуры определяют структуру учебного плана. При этом в рамках формирования познавательной культуры выделяются два самостоятельных курса: окружающий мир и математика. Выделение математики в качестве самостоятельного курса связано с ее большой ролью в познании и коммуникации.

Изучение родного языка направлено на формирование коммуникативной и эстетической культуры, литературы и искусства – на развитие нравственных и эстетических начал личности. Трудовая и физическая культура представлены соответствующими образовательными областями.

По желанию школа может уже в 1-4 классах приступить к обучению учащихся второму языку. Для школ с нерусским языком обучения им является русский как государственный язык Российской Федерации, для школ с русским языком обучения – национальный язык той республики, где находится школа, для русских школ, находящихся в русскоязычном регионе, – иностранный. На изучение этих языков необходимо использовать часы, отведенные на обязательные занятия по выбору и факультативные занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: