(ОТ 20 ДО 60 ЛЕТ)
Социальная ситуация развития | Связана с активным включением человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личной индивидуальности в воспитании детей, творчестве, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности. |
Ведущий вид деятельности | Трудовая деятельность. Главными задачами возраста является профессиональное самоопределение и создание семьи. Проблема помощи родителям и детям. |
Центральные новообразования | Производительность – заинтересованность в устройстве жизни и наставлении нового поколения. Порождение – продолжение рода. |
Познавательное развитие | Умственные способности не снижаются, а наоборот, у многих увеличиваются. Это, в первую очередь, касается словарного запаса и владения абстрактными понятиями. Развитие формального мышления обусловлено в определённой степени спецификой образа жизни и профдеятельности конкретного человека. |
Личностное развитие | Развиваются такие личностные качества как умение брать на себя ответственность; способность к эмоциональной и интеллектуальной поддержке других; уверенность в себе и целеустремлённость; защита системы собственных принципов; формирование индивидуального личностного стиля; трезвость в оценках. Обычно в этот период происходит самореализация. |
Социальное развитие | Стабилизация круга общения. Повышенная социальная активность. Желание занимать определённую статусную позицию, демонстрировать уровень своих достижений (образование, профессия), нести ответственность за свои решения и поступки. |
Кризисы развития | Кризис 30 лет – рассогласование между жизненными планами человека и реальной возможностью осуществления задуманного, что ведёт к пересмотру системы ценностей. Кризис 40 лет, кризис середины жизни – чрезмерная сосредоточенность на себе, приводящая к косности, застою и личностному опустошению. Кризис смысла жизни, человек пытается переосмыслить жизненные цели и обрести новое значимое для себя содержание в общечеловеческих ценностях. |