- изучает проявления психики в естественных ситуациях, без специально созданных условий.
1. Наблюдение – один из самых широко применяемых и простых методов.
Основан на планомерном наблюдении за деятельностью людей.
В житейских условиях без к-либо вмешательства наблюдателя со стороны.
Недостаток:
– исследователь находится в относительно пассивном состоянии (не может влиять, изменять условия).
- возможное проявление субъективной позиции исследователя в толковании материала наблюдения.
Плюсы:
- доступность;
- дает возможность получить достоверную информацию о психике в естественных условиях.
Виды наблюдений:
I. по целям.
1. Целенаправленное/стандартизированное – заранее спланированное, четко ограниченное по схеме. В естественных условиях. Целенаправленное восприятие.
2. Случайное/свободное – не имеет заранее установленных рамок, методов, цели, и т.д. может меняться характер наблюдения. Имеет попутный характер.
II. упорядоченность деятельности.
1. Сплошное – по времени – достаточно длительный период; по структуре – имеет общий характер (пр: все аспекты личности).
2. Выборочное – в ограниченный промежуток времени; аспектное наблюдение (НЕ все проявления личности).
III. по контакту.
1. Опосредованное/косвенное – через документы, анкеты, видео, и т.д. Косвенное знакомство. Непосредственного контакта нет.
2. Непосредственное/контактное – происходит непосредственное взаимодействие наблюдателя с объектом.
IV. по характеру взаимодействия с объектом.
1. – Открытое – объект знает о наблюдении -> снижение естественного поведения.
- Скрытое – объект не знает о наблюдении.
2. – Включенное – наблюдатель – активный участник процесса (чаще всего используется в возрастной, педагогической и социальной психологии).
- Невключенное – наблюдение со стороны, без взаимодействия, без к-либо контактов.