- выделил в действии 2 стороны, которые переносимы на деятельность в целом.
Структура действия:
1. Ориентировочная часть (деятельность).
- собственно ориентировочная часть – предварительная ориентировка (д-ти)
- контрольная часть – ориентировка по ходу деятельности.
Обслуживающая часть деятельности (планирование, подготовка, контроль).
2. Исполнительная часть (деятельность).
Внутренние и внешние действия. То, что приводит к результату.
Выготсикий.
Проблема анализа деятельности была заложена в трудах Выготского (20 – 30-ые гг. 20 в.).
Были введены понятия:
- орудия,
- орудийные операции,
- понятие цели,
- понятие мотивов.
Это описание было весьма абстрактным.
Леонтьев.
Не бывает деятельности без мотива, но мотив может быть скрытым или мало осознаваемым. Но он всегда присутствует.
1. Мотив – основа деятельности.
Мотив (по Леонтьеву) – опредмеченная потребность.
2. Действия – составляющие части деятельности.
Действия – это те части, которые отвечают ближайшей цели (пр: учат писать: буквы-слова-письмо).
|
|
3. Операции – составляющие действия.
- способы выполнения действий (пр: взять ручку-слова-фраза).
Связь деятельности с условиями деятельности.
Границы между операциями и действиями – условные.
По мере развития деятельности: действие ® в операцию.
Эти единицы (1 – 3) образуют макроструктуру деятельности.
Гиппенрейтер.
Опираясь на исследования Леонтьева, внесла нечто новое.
Обозначила уровни в деятельности.
Уровни:
1. Уровень особенных деятельностей/особых видов деятельности (трудовая, игровая, и т.д.).
2. Уровень действий.
Действие – это основная единица анализа деятельности.
Д-ие – это процесс, направленный на реализацию целей, т.е. относительно законченный элемент деятельности, направленный на достижение промежуточной цели и подчиненный общему мотиву.
Характеристика действия:
1. включает акт сознания в виде постановки цели и ее удержания.
2. действие = акт поведения (внешние действия, которые связаны с сознанием).
3. действие = активный процесс, исходящий из самого субъекта (присутствует принцип активности).
4. действие направлено на предмет достижения поставленной цели.
3. Уровень операций.
Операция – способ выполнения действия.
Действие и операция тесно связаны, но операции х-ют технический момент.
Х-ер используемых операций зависит от особенностей ситуации (условий, в которых находится Ч.), умений Ч., и т.д.
Гл.св-во – операции мало осознаются или не осознаются вообще.
4. Уровень психофизиологических функций.
- физиологическое обеспечение психических процессов.
Ч. как субъект деятельности представляет собой сложный, высокоорганизованный организм, с развитыми системами организма (ВНД, опорно-двигательный аппарат).