Психологическая функциональная система деятельности

Анализ структуры деятельности показывает, что она осуществляется при сознательном психическом отражении окружающего мира. В любой деятельности человек в той или иной мере осознает цель своих действий, воображает ожидаемый их результат, воспринимает и оценивает условий, в которых он действует, обдумывает последовательность операций, прилагает волевые усилия, наблюдает за ходом деятельности, переживает успех и неудачи. Таким образом, психика ориентирует человека в условиях деятельности и выступает в качестве регулятора.

В. Д. Шадриков предложил психологическую функциональную систему деятельности, которая опирается на два основных принципа – принцип функциональности и принцип системности. Функциональность означает, что система строится из уже имеющихся психических элементов, мобилизующихся для достижения цели. Второй принцип предполагает системность проявления индивидуальных качеств в деятельности, они выступают не изолированно, а объединяются в систему деятельности.

В функциональной системе деятельности выделяются следующие блоки:

1. Блок мотивов деятельности.

2. Блок целей деятельности.

3. Блок программы деятельности.

4. Блок информационной основы деятельности.

5. Блок принятия решения.

6. Подсистема деятельностно важных качеств.

Все структурные компоненты деятельности взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга.

Кратко рассмотрим содержание отдельных компонентов. Деятельность порождается потребностью как источником активности человека. Потребность, находя свой предмет, становится мотивом. Опредмеченная потребность (мотив) выступает как побуждение к деятельности, а значит, направляется на осознаваемую цель.

Цель является центральным, системообразующим компонентом деятельности. Цель можно рассматривать в двух аспектах – как мысленно представляемый результат деятельности и как возможный уровень достижений, которого хочет добиться человек.

Программа деятельности определяет, что и как должен делать субъект для достижения цели деятельности. Она отражает примерную структуру деятельности в многообразии ее мотивационных, когнитивных и исполнительных компонентов.

Под информационной основой деятельности понимается совокупность информации, описывающей предметные и субъективные условия деятельности. Эффективность деятельности во много зависит от степени адекватности и полноты ее информационной основы.

Принятие решения – является процессом выбора одной альтернативы из нескольких возможных. Формирование блока принятия решения предполагает освоение и выработку решающего правила и критериев достижений цели.

Под деятельностно важными качествами понимаются индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на ее эффективность и успешность освоения (например, способности).

А. Н. Леонтьев, раскрывая психологическую структуру деятельности, подчеркивает, что понятие мотива соотносится с понятием деятельности. Деятельности без мотива не бывает. А понятие цели соотносится с понятием действия. Деятельность обычно совершается некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям. Действие – это относительно законченная часть деятельности, направленная на достижение промежуточной цели, решаемой в конкретных условиях.

В современной психологии различают физические (внешние, моторные) действия с предметами и умственные (внутренние, психические) действия с отражениями (образами, понятиями) предметов. Умственные действия формируются на основе физических, внешних. Каждое предметное действие состоит из системы движений. В состав действия входят операции, характеризующие способ выполнения действия, соответствующий условиям.

Человек сравнивает производимое действие с запланированным, существующим в виде цели, производит корректировку для достижения окончательной цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: