Общая характеристика общения

Социальную жизнь человека составляют две стороны – деятельность и общение. Поэтому, изучая человека, недостаточно знать, какую деятельность он выполняет, необходимо также изучать особенности его общения. Необходимость общения обусловлена самой совместной жизнедеятельностью людей. Вне общения не может развиваться человеческое общество. Без общения невозможно было бы и психическое развитие ребенка, усвоение им социального опыта и развитие личности в целом.

Общение является одной из основных категорий психологии. В отечественной психологии общение часто связывают с категорией деятельности, но дается и самостоятельная характеристика общения.

Общение – это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия и понимание другого человека.

В общении выделяются три стороны – коммуникативная сторона, интерактивная и перцептивная сторона.

Коммуникативная сторона – это обмен информацией между людьми (идеями, чувствами, установками, интересами и т. п.).

Передача любой информации возможна с помощью знаков, знаковых систем. Различают вербальные и невербальные средства общения, которые используют свою знаковую систему.

На вербальном уровне основным средством передачи информации является речь, то есть система фонетических знаков. Речь является самым универсальным средством коммуникации, так как с помощью речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи происходит кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе обращения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует информацию.

Но чтобы состоялось речевое общение, необходимо наличие общих, одинаковых средств и правил передачи мысли. Этим общим, системой правил, служит язык. Язык, представляя собой систему словесных знаков, является средством, с помощью которого осуществляется общение между людьми.

Речь – процесс пользования языком, то есть процесс общения, обмена мыслями, взаимного понимания.

Язык и речь неразрывно связаны и представляют собой единое целое.

Язык – общественно‑историческое, обусловленное национальными особенностями явление. Речь – это общечеловеческое явление, вместе с тем в каждом отдельном случае речь строго индивидуальна. Эта индивидуальность объясняется разным уровнем владения языком (словарным запасом, грамматикой, фонетикой). Индивидуальность речи проявляется в ее построении, произношении и т. п.

Различают три основных вида речи: устная, письменная и внутренняя.

Устная речь представляет собой обычную разговорную речь, которой человек пользуется при непосредственном общении с другими людьми.

По своей форме, в зависимости от определенных условий общения, устная речь может быть диалогической или монологической.

Диалогическая речь – это разговор между двумя или несколькими собеседниками, когда ставятся вопросы, тут же находятся ответы на них, высказывается одобрение или возражение и так далее.

В обычном разговоре диалогическая речь не имеет специально преднамеренного характера и предварительного, заранее подготовленного плана. Как правило, содержание, характер диалогической речи определяется непосредственными условиями разговора, конкретным содержанием разговора. Диалогическая речь характеризуется большей свободой в построении связной и развернутой речи, чем речь монологическая и особенно письменная. Это объясняется непосредственностью условий разговора, а также тем, что, как правило, собеседники находятся в одинаковой обстановке, воспринимают одни и те же факты и явления, говорят об одном и том же и вследствие этого легко понимают друг друга, не пользуясь своими мыслями в развернутой речевой форме.

Большое место в практике общения людей занимает монологическая речь, проявляющаяся в разнообразных устных и письменных выступлениях. Монологические формы речи – это лекции, доклады, выступления на собраниях, объявления, приказы, различные устные и письменные сообщения.

Монологическая речь является более сложной и трудной формой речи по сравнению с диалогической. Монологические выступления требуют предварительного продумывания и планирования. Являясь относительно развернутой, монологическая речь по своему содержанию и грамматической форме во многом совпадает с письменной речью.

Письменная речь является такой же широкой формой общения, как и устная речь. Однако обмен мыслями, знаниями в устной и письменной речи происходит по‑разному. Устная речь основывается на членораздельных звуках. Письменная речь представляет собой графические изображения, выраженные с помощью письменных знаков (букв), каждый из которых обозначает конкретный звук устной речи.

Особенностью письменной речи является то, что письменная речь как в плане исторического развития, так и в жизни конкретного человека возникает позже устной речи и формируется на ее базе. Из‑за отсутствия непосредственного контакта между пишущим и читающим письменная речь является более развернутой и связной по сравнению с устной речью. Роль письменной речи значительно повышается в связи с тем, что она раздвигает границы, пределы общения между людьми и расширяет возможности познания действительности.

Внутренней речью называется речь «про себя».

Внутренней речью человек пользуется в процессе мышления. Часто внутренняя речь предшествует такой же по содержанию письменно или устно выраженной мысли. Причем мысль, недостаточно оформленная во внутренней речи, так же неотчетливо выражается и во внешней (письменной или устной) речи.

Невербальные средства общения можно разделить на 4 группы: оптико‑кинетическую (мимика, жесты, пантомимика), пара– и экстралингвистическую (интонация, тембр, темп речи, паузы, кашель и т. п.), пространственно‑временную организацию общения, визуальный контакт (контакт глаз).

Интерактивная сторона общения описывает его как взаимодействие. Выделяют несколько стратегий взаимодействия:

1. Сотрудничество – направлено на полное удовлетворение потребностей участников взаимодействия.

2. Компромисс – реализуется в частичном достижении целей партнеров ради условного равенства.

3. Уступчивость – предполагает жертву собственных целей для достижения цели партнера (альтруизм).

4. Избегание – уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.

5. Противодействие – предполагает ориентацию на свои цели без учета целей партнера.

Выделяют также различные типы взаимодействия, например кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция.

Перцептивная сторона общения включает восприятие и понимание человека человеком. Выделяют 4 основные функции социальной перцепции – познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление эмоциональных отношений.

Для эффективного понимания друг друга в процессе общения задействуются различные межличностные механизмы:

1. Идентификация – уподобления себя другому человеку.

2. Эмпатия – сочувствие, сопереживание другому человеку.

3. Рефлексия – способность человека представлять то, как он воспринимается партнером по общению.

4. Каузальная атрибуция – приписывание причин поведения партнера по общению.

Знание закономерностей общения и возможностей развития коммуникативных свойств личности очень важно для педагога. Свои профессиональные задачи он выполнит в том случае, если сможет включить учеников в совместную с ним деятельность, обеспечить обмен информацией, взаимодействие, взаимоотношение, взаимопонимание с детьми с помощью различных коммуникативных средств.

Педагогическое общение, по А. А. Леонтьеву, – это общение учителя со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения, обеспечивает управление социально‑психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: