Примеры оценочных средств для текущего контроля

А) Тесты по риторике (текущий контроль)

1. Вставьте пропущенное слово.

Риторика – филологическая наука, обозначающая отношение … к слову.

2. К основным законам риторики не относится закон

а) гармонизирующего диалога

б) удовольствия

в) эмоциональности речи

г) краткости

3. Риторика относится к … наукам

а) философским

б) гуманитарным

в) лингвистическим

г) филологическим

4. Наиболее полно соответствует современным научным взглядам следующее определение риторики

а) наука о речи, об ораторском искусстве

б) наука об искусной, витиеватой, украшенной речи

в) филологическая наука, изучающая отношение мысли к слову

г) филологическая дисциплина, объектом которой является теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи во всех областях речевой деятельности (прежде всего в разных жанрах письменной и устной речи); близко соприкасается с поэтикой, стилистикой и культурой речи

5. Общая риторика отличается от частной тем, что

а) общая риторика рассматривает общие законы речи, а частная – частные

б) законы и принципы общей риторики распространяются на все страны и народности, а частная изучает речевые особенности только конкретной нации

в) общая риторика изучает универсальные законы любой речи, а частная - конкретные разновидности речи

г) законы общей риторики универсальны, всеобщи, не имеют временных и пространственных границ, законы частной риторики – ограничены в пространстве и во времени

6. Частная риторика делится на:

а) педагогическую, дипломатическую, экономическую, юридическую

б) политическую, академическую, судебную, социально-бытовую, духовную

в) социально-политическую, педагогическую, торговую, судебную

г) педагогическую, юридическую, церковно-богословскую, торжественную

7. Риторика считалась царицей всех наук в древнем государстве

а) Египет

б) Греция

в) Китай

г) Рим

8. Основоположником теории риторической науки считается

а) Аристотель

б) Квинтилиан

в) Сократ

г) Горгий

б) Пример задания на составление текста публичного выступления:

Познакомьтесь с некоторыми типовыми планами агитационных речей, которые предлагает американский педагог-психолог, писатель и публицист Дейл Карнеги (1888-1955) в книге «Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично» (гл. 3). Подготовьте на основе одного из представленных вариантов диспозиции агитационное выступление на близкую для вас тему (3-5 мин.).

Покойный доктор Рассел Х. Конуэлл, автор знаменитой книги «Акры алмазов», сказал мне однажды, что он строил многие из своих бесчисленных публичных выступлений по следующему принципу:

1. Изложение фактов.

2. Высказывание соображений, вытекающих из них.

3. Призыв к действиям.

Многие считают весьма целесообразным и вдохновляющим такой план:

1. Продемонстрировать нечто плохое.

2. Показать, как исправить это зло.

3. Просить о сотрудничестве.

Или можно представить иначе:

1. Вот положение, которое нужно исправить.

2. Нам следует сделать для этого то-то и то-то.

3. Вы должны помочь по таким-то причинам.

Можно предложить и другой план речи:

1. Добиться интереса и внимания.

2. Завоевать доверие.

3. Изложить ваши факты, разъяснить слушателям достоинства вашего предложения.

4. Привести убедительные мотивы, побуждающие людей действовать.

в) Подготовка реферата.

Примерная тематика рефератов:

1. Риторика Древней Руси.

2. Риторика петровского времени.

3.Риторика и власть.

4. Риторика в современном мире.

5.Убеждение как базовая категория риторики и тип речевого воздействия.

6.Национальный риторический идеал: традиции и современность.

7.Моделирование образа оратора в неориторике.

8.Образ адресата в риторике.

9.Основы мастерства спора.

10. Риторика беседы.

11. Голос как средство коммуникации.

11. Риторика комплимента.

12.Риторика беседы.

13. Текст как речевой жанр. Первичные и вторичные тексты.

14. Риторика мимики и жеста.

15.Речевая агрессия: область и формы проявления.

г) Зачет (промежуточный контроль)

Зачет ставится преподавателем по результатам зачетных мероприятий, а также может проводиться в форме заслушивания самостоятельно подготовленных речей студентов на свободно выбранную ими тему или в форме риторического разбора «образцовой» речи, предложенной преподавателем. Зачет возможен и в традиционной форме.

Вопросы к зачету:

1. Зарождение, развитие и современное состояние риторики.

2. Специфика современной языковой ситуации и задачи риторики

3. Место риторики в системе дисциплин гуманитарного цикла.

4. Эффективность как базовое понятие риторики. Продуктивная и эдуктивная разновидности риторики.

5. Содержание национального риторического идеала.

6. Риторический идеал античности. «Уроки» риторики Древней Греции и Древнего Рима.

7. Источники и особенности русского риторического идеала.

8. Образ оратора. Основные аспекты проявления образа оратора в слове: этос, логос, пафос.

9. «Общие места» и их функционирование в речи. Топика как система.

10. Оценка компетентности ораторской деятельности педагога.

11. Понятие диалогизации монологической речи, его применение в речевой практике.

12. Основные требования к подготовке и произнесению публичных речей, оценка их эффективности.

13. Публичная речь учителя. Разнообразие ситуаций публичных выступлений учителя.

14. Роды и виды ораторской речи.

15. Невербальные компоненты речевого поведения.

16. Убеждение, способы убеждения, слагаемые убеждения. Неуниверсальные и некорректные способы убеждения.

17. Теория аргументации: определение и типология аргументов.

18. Логическая аргументация и мотивации эффективности ее применения в школьной практике.,

19. Нелогическая аргументация: область применения, приемы.

20. Учебное красноречие. Специфика и жанры, выдающиеся педагогические ораторы.

21. Роль диспозиции в теории и практике ораторского искусства.

22. Роль элокуции в теории и практике ораторского искусства.

23. Педагогическая этика и этикетные особенности речи.

24. Стили педагогического общения.

25. Роль слушания и чтения в профессиональной деятельности учителя.

Разработчики:

Кафедра литературы ПсковГУ проф. Н.Л. Вершинина


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: