Принципиальная схема коммуникативного акта была предложена одним из создателей кибернетики Клодом Шенноном (США) в работе "Математическая теория связи" (1948). Широким кругам филологов она известна в изложении Р. О. Якобсона в статье "Лингвистика и поэтика" (1960; русский перевод см. в работе Якобсон 1975).
Основные компоненты коммуникативного акта, согласно Якобсону, таковы:
1) адресант (говорящий/пишущий, автор высказывания),
2) адресат (слушающий/читающий, получатель информации),
3) сообщение, текст (в устной или письменной форме, а так же в невербальной форме),
4) референция (лат. referre — сообщать, докладывать; называть; соотносить) — это содержание сообщения.
5) код – общий язык для адресанта и адресата, понятный им обоим.
Коммуникативный акт можно изобразить с помощью следующей схемы:
референция
адресат |
Сообщение |
адресант |
кодирование код декодирование
В рамках коммуникативного акта адресант, имея мотив высказывания, строит сообщение во внутренней речи (в своём сознании), а при переводе во внешнюю речь (проговаривание вслух) кодирует в звуки. Адресат, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознаёт референцию, содержание высказывания.
|
|
В осуществлении референции, т. е. в сообщении определенной информации, состоит коммуникативная функция языка/речи. Это главная функция языка и основная функция большинства коммуникативных актов. С референцией связана и вторая важнейшая функция языка — познавательная. Коммуникативная и познавательная функции являются основными. Они почти всегда присутствуют в речевой деятельности, поэтому их иногда называют функциями языка, в отличие от остальных, не таких обязательных, функций речи. По-видимому, не бывает сообщений, выполняющих только одну функцию, но можно говорить о преобладании той или иной функции в конкретном речевом акте.
Таким образом, речевая коммуникация - это общение людей с целью обмена информацией. В более полном понимании общение – это «процесс установления и развития контакта между людьми, обусловленный потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека»[2].
В соответствие с этим задачи, которые решает участник коммуникативного акта, можно свести к следующим основным:
1. эффективное получение информации;
2. эффективная передача информации;
3. достижение поставленной цели путём убеждения собеседника и побуждения его к определённому действию;
4. получение дополнительной информации о собеседнике;
5. позитивная самопрезентация.