И совсем неуважительной к занятиям

Болтовней.

Поэт делит незаконченные строки «новыми знаками пре­пинания», которые не связаны со смысловым членением, а указывают специфические стиховые границы. Конец строки в свободном стихе надо рассматривать как метрический знак.

Каждый поэт по-своему расставляет метрические знаки — деление на строки — и выражает определенное ритмическое намерение. «Раздел строки — творческая композиция; строка — неделимое единство; меняя её, я меняю и интонацию», — Писал А. Белый.11

Чем больше в свободных стихах наблюдается, отступлений от обязательных правил, тем больше их отличие от прозы. Звучание свободного стиха зависит от «типографских средств» – от того, как графически их написал автор. Поэтому, работая над стихами, готовясь превратить, их в зву­чащую поэзию, нельзя допускать самой первой ошибки: игнорировать графику написания стихов. В графике таится темперамент, чувства, мысль поэта. Особое же внимание к графике требуют свободные стихи, которыми пишут сейчас многие молодые поэты. Так, например, поэт Вячеслав Куп­риянов в своей книге «Жизнь идет» все стихи сознательно объединил единой формой свободного стиха. Сделал это умышленно, желая на практике утвердить мысль о богатст­ве русского свободного стиха, о том, что он способен, как пишет поэт, «...вместить и разные виды лирики, и сатиру, и дидактику, и, возможно, еще многое другое».

Вот его стихотворение «Мгновения лета»:

1. Птица ростом невелика

и травы

для нее причудливее небес

и сквозь них

пробивается снижающееся солнце

и словно

мерцающие костры запалены

и птица

никак не может взлететь

загляделась

2. Птица еще поет

прекрасно и безмятежно

и девушки уже запели

свои песни

из которых они ни одну

до конца не знают

и солнце

застыло

никак не может зайти

заслушалось (26)

3. О чем бы казалось

нам с тобой говорить

днем

было все как обычно

вечер

такой же, как и вчера

ночь

укладывает спать слова

а мы

никак не можем заснуть

заговорились.

Заметим, что в стихах не поставлено ни одного знака пре­пинания. Поэт сознательно отказывается от знаков препина­ния. «Отказ от знаков препинания вынуждает стремиться к максимально выразительному синтаксису и графическому исполнению текста», * — пишет он. (См. В. Куприянов. Литературная газета. № 29 от 21 июля 1982 г.) Выделим: «графическое исполнение текста». Об этом важном моменте чтецкого ма­стерства мы еще будем говорить. А сейчас перейдем к сле­дующим вопросам, чтобы закончить разговор о силлабо-тонической системе стихосложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: