Болтовней.
Поэт делит незаконченные строки «новыми знаками препинания», которые не связаны со смысловым членением, а указывают специфические стиховые границы. Конец строки в свободном стихе надо рассматривать как метрический знак.
Каждый поэт по-своему расставляет метрические знаки — деление на строки — и выражает определенное ритмическое намерение. «Раздел строки — творческая композиция; строка — неделимое единство; меняя её, я меняю и интонацию», — Писал А. Белый.11
Чем больше в свободных стихах наблюдается, отступлений от обязательных правил, тем больше их отличие от прозы. Звучание свободного стиха зависит от «типографских средств» – от того, как графически их написал автор. Поэтому, работая над стихами, готовясь превратить, их в звучащую поэзию, нельзя допускать самой первой ошибки: игнорировать графику написания стихов. В графике таится темперамент, чувства, мысль поэта. Особое же внимание к графике требуют свободные стихи, которыми пишут сейчас многие молодые поэты. Так, например, поэт Вячеслав Куприянов в своей книге «Жизнь идет» все стихи сознательно объединил единой формой свободного стиха. Сделал это умышленно, желая на практике утвердить мысль о богатстве русского свободного стиха, о том, что он способен, как пишет поэт, «...вместить и разные виды лирики, и сатиру, и дидактику, и, возможно, еще многое другое».
Вот его стихотворение «Мгновения лета»:
1. Птица ростом невелика
и травы
для нее причудливее небес
и сквозь них
пробивается снижающееся солнце
и словно
мерцающие костры запалены
и птица
никак не может взлететь
загляделась
2. Птица еще поет
прекрасно и безмятежно
и девушки уже запели
свои песни
из которых они ни одну
до конца не знают
и солнце
застыло
никак не может зайти
заслушалось (26)
3. О чем бы казалось
нам с тобой говорить
днем
было все как обычно
вечер
такой же, как и вчера
ночь
укладывает спать слова
а мы
никак не можем заснуть
заговорились.
Заметим, что в стихах не поставлено ни одного знака препинания. Поэт сознательно отказывается от знаков препинания. «Отказ от знаков препинания вынуждает стремиться к максимально выразительному синтаксису и графическому исполнению текста», * — пишет он. (См. В. Куприянов. Литературная газета. № 29 от 21 июля 1982 г.) Выделим: «графическое исполнение текста». Об этом важном моменте чтецкого мастерства мы еще будем говорить. А сейчас перейдем к следующим вопросам, чтобы закончить разговор о силлабо-тонической системе стихосложения.