С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или результат кропотливого длительного обучения и самообразования.
Найти ответы на эти вопросы очень сложно, особенно начинающим. В определенной степени ответ на этот вопрос дает риторика
Понятие "риторика" (от греч. retorike — ораторское искусство) охватывает следующие области знаний:теория речи, искусство речи и ораторское мастерство.
Любой человек, который поставил перед собой задачу овладеть искусством публичного выступления, должен знать историю и теорию риторики, труды известных ученых, уметь применить знания на практике.
Риторика учит воздействию на собеседника с помощью слова и основывается на использовании психологических факторов и умелой организации самого процесса общения.
Уровень подготовленности студента должен соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030501 (65) «Юриспруденция».
Цель обучения юридической риторике заключается в следующем:
• помочь студентам овладеть знаниями, умениями и навыками по общей и юридической риторике,
• развивать коммуникативные способности в практике публичных выступлений,
• формировать языковую личность профессионального юриста.
Предлагаемое учебно-методическое пособие поможет студентам глубоко освоить основные темы, относящиеся к курсу риторики. Это, в первую очередь, типы красноречия; цели и задачи риторики; роль страстей; доводов оппонента; а также средства украшения речи, то есть тропы и фигуры риторики.
Программой учебного курса запланированы практические занятии, самостоятельная работа студентов и зачет.
На практических занятиях особое внимание уделено самостоятельной творческой работе в виде небольших индивидуальных выступлений по темам, конспектирование биографий и судебных речей известных судебных ораторов.
Самостоятельная работа студентов предусматривает работу с литературой по риторике по определенным темам, выделенных для самоподготовки.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1 – состав и объем дисциплины
Вид учебной дисциплины | Всего часов | Распределение по семестрам в часах | ||
семестр | ||||
III | IV | V | ||
Общая трудоемкость дисциплины | ||||
Аудиторные занятия | ||||
Лекции (Л) | ||||
Практические занятия (ПЗ) | ||||
Самостоятельная работа (СРС) | ||||
Контрольная работа | - | - | ||
Вид итогового контроля (зачет, экзамен) | зачет | зачет |