При подготовке к данной теме необходимо уяснить, что языковая грамотность является составной частью общей и профессиональной культуры юриста.
Логико-понятийное и стилистическое значение слова. Требования, предъявляемые к речи юриста – точность, понятность, чистота, правильность. Выразительность речи.
Вопросы для проведенияустного опроса
1.Особенности композиции судебной речи (вступление, заключение, главная часть).
2.Методы изложения материала.
3.Приемы привлечения внимания слушателей.
4.Применение языковых средств выразительности.
5.Вопросительные предложения в судебной речи.
Литература:
Карнеги, Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично / Д.Карнеги. – М.: Наука,1989. – 486с.
Шведова, И.А. Искусство убеждать / И.А. Шведова. – Киев: Изд-во Прогресс, 1986. – 115 с.
Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 466 с.
Введенская, Л.А. Риторика для юристов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2002. – 568 с.
Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Юристь, 2002. – 384 с.
Творческое задание
Подготовьте выступление:
1.Особенности словесного оформления выступления (до 3-х минут).
2.Выразительные средства речи – необходимое условие в оформлении выступления.
Практическое занятие № 12. Из истории полемического искусства. Культура судебного спора. Полемические приемы.
Методические указания
Готовясь к практическому занятию по этой теме, необходимо обратить внимание на то, что спор является средством выяснения истины. Нужно уяснить виды спора (выяснить лексическое значение слов – диалог, беседа, дебаты, прения, дискуссии, диспут, полемика), принципы ведения спора и те требования к говорящему и слушающему.
Вопросы для проведения устного опроса
1.Дайте определение понятий «спор», «полемическое мастерство».
2.Какие классификации спора вы знаете?
3.Расскажите об истории искусства спора.
4.Назовите основные требования культуры спора и охарактеризуйте их.
5.Как следует вести себя во время спора. Что оказывает влияние на поведение полемистов?
6.В чем на ваш взгляд, проявляется уважительное отношение оппонентов друг к другу?
Литература:
Введенская, Л.А. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 466 с.
Введенская, Л.А. Риторика для юристов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2002. – 568 с.
Ивакина, Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): учебное пособие / Н.Н. Ивакина. – М.: Юристь, 2002. – 384 с.
Кеннеди, Дж. Искусство убеждения в Древней Греции / Дж. Кеннеди. – М.: Наука, 1965. – 270 с.
Клюев, Е.В. Риторика: учебное пособие для высших учебных заведений / Е.В. Клюев. – М.: Приор-издат, 2005. –270 с.
Творческое задание:
Вам предстоит в устном выступлении рассказать о своем учебном учреждении. Набросайте план выступления и найдите достойную концовку, которая поможет вам убедить слушателей в том, что нужно поступать именно в это учебное заведение.