Для художественной самодеятельности на современном этапе развития нашего общества характерно возрастание социокультурной зрелости участников коллективов в учреждениях культуры. Подтверждением этому служит тематическая направленность репертуара и активная полупрофессиональная работа, проводимая участниками художественной самодеятельности.
В репертуаре самодеятельных коллективов находят отражение актуальные темы современности; социальный прогресс, проблемы мира и войны; проблемы нравственности При этом ведущее место отводится патриотическим темам. В качестве примера приведем работу учреждений культуры Москвы. Это героические балеты: «Памяти павших» -Дворца культуры «Серп и Молот», «Пике в бессмертие» -Дворца культуры Метростроя; публицистические представления: «Хроника необъявленной катастрофы» агиттеатра Дома культуры Московского энергетического института, «Герника» студии пантомимы «Подснежник».
Надо сказать, что в репертуаре самодеятельных художественных коллективов все более усиливается национальная
|
|
направленность: исполняются произведения композиторов, поэтов, драматургов всей России.
Важнейшую общественную миссию выполняют коллективы художественной самодеятельности, принимая участие в Концертах, посвященных крупнейшим общественно-политическим событиям: обращение к историческим собы-тия№, выборам в центральные и местные органы власти; Раионным, областным и краевым событиям, а также кон-ЧеРгам перед трудовыми коллективами в период весенне-полевых работ и уборки урожая.
Поскольку в художественной самодеятельности сложилась устойчивая жанровая структура, отличающаяся от Ф°РМ любительского творчества, то надо видеть и новые спеЦифические средства художественно-эстетического плана- <<Эти жанры и средства во многом схожи с теми, что имеюТСЯ в профессиональном искусстве. Однако между ними еСть и различия, определяемые уровнем и полнотой владения этими средствами и их направленностью»1.
Художественная самодеятельность характеризуется прежще всего наличием созидательной цели. Определение цели^ расшифровка ее позволяют конкретизировать всю сист^Му педагогических задач, разработать методику их реализации, добиваясь более действенных результатов.
Конечной целью этого синтезированного процесса является прямой или опосредованный результат, выражающийся в приобретении участниками определенных качеств: зна-нии> З/мений, навыков, взглядов, убеждений, черт характера.
Поэтому для получения видимых результатов в художе-ствен;ной самодеятельности важно методически грамотно строи ть процесс опоры на педагогические, экономические и Управленческие основы.
|
|
Ес;ли в потребности участника самодеятельного коллекажается состояние, отношение человека к предмету
ргщя А.С. Самодеятельное художественное творчество. История. Теория. Практика - М.: Высшая школа, 1988. - С. 47.
тива
деятельности, т.е. занятиями конкретным видом искусства, то цель является связующим звеном механизма деятельности учреждения культуры и самодеятельного коллектива, которая направлена на будущий результат на основе настоящего в соответствии с потребностями и интересами участников. В данном варианте в качестве субъекта выступает лицо или группа лиц, являющихся сознательными носителями целей и реализующих их в предметной деятельности. В учреждении культуры субъекты-руководители коллективов являются профессиональными работниками.
По мере усложнения организационных форм, возникновения в учреждениях культуры коммерческих структур усложняется и структура коллективов самодеятельного художественного творчества.
«Объект воздействия» - участники художественной самодеятельности - включает представителей различных социально-демографических групп населения в той мере, в какой они вовлечены в сферу действия принятого термина «объект», т.к. в процессе художественной деятельности имеют место динамичные субъект-объектные отношения.
«Средства» художественной самодеятельности включают огромный набор разнообразных воздействий через содержание, формы, методы, искусство, технику, наглядность, направленных на реализацию целей и задач. Эффективность средств воздействия определяется степенью соответствия их применения.
Знания, умения и навыки в условиях занятий самодеятельным творчеством формируются в процессе учебно-воспитательной и творческой деятельности, которые существуют как единый процесс.
В самодеятельном коллективе каждый его участник выполняет определенные действия, совершенствует умения, приобретает новые знания, учится, развивается, создает совместно с коллегами определенные духовные ценности. Однако общественная целесообразность коллективной дея-
тельности, ее полезность требуют постоянного и целенаправленного педагогического управления. Только при этом условии занятия в самодеятельном коллективе могут превратиться в целенаправленный процесс формирования личности.
В принципе, учебно-творческая деятельность самодеятельных коллективов состоит из следующих элементов:
- планирование учебной деятельности;
- овладение «секретами» конкретного вида, жанра искусства (от простого к более сложному); совершенствование техники, освоение технологии; занятия коллективные, групповые, индивидуальные;
- изучение теории и истории различных жанров, лекции, беседы, встречи, просмотр специальных кинофильмов; посещение специальных выставок, музеев, участие в занятиях других коллективов и т.д.;
- отбор произведений для репертуара, его формирование; конкретная творческая работа по освоению репертуара, учебно-тренировочные занятия, репетиции, подготовка творческой продукции для показа зрителям;
- показ готовой творческой продукции зрителям как определенный этап, подводящий итог учебной деятельности;
- подведение итогов показа, критический анализ проделанной работы, составление плана на будущее. Педагогическая деятельность включает такие элементы,
как:
- работа по повышению общей культуры участников;
- формирование высоких моральных качеств, творческого отношения к своей основной профессии, учебе;
- создание здорового микроклимата, товарищеской обстановки, потребности в общении;
- всемерное поощрение самовоспитания, самодисциплины, самоконтроля;
|
|
- воспитание на гуманных традициях самодеятельного
коллектива.
Учебно-творческая и педагогическая деятельность взаимодействуют и взаимовлияют друг на друга, переходят одна в другую. Это требует в системе организации учебно-творческой и педагогической работы органического единства всех трех направлений деятельности, т.е. единства познания (обучение), ориентирования в системе ценностей (воспитание) и художественно-творческой деятельности. Использование творческого процесса как важнейшего фактора совершенствования каждого участника самодеятельного коллектива - основа этого единства.
В процессе созидания, обучения и просвещения в самодеятельном коллективе необходимо соблюдать принцип индивидуального подхода к участнику. Умелое педагогическое осуществление этого принципа настоятельно требует внимания к потребностям, интересу, опыту, способностям, умениям участника и уважения его вкусов. В процессе творческой деятельности руководитель регулирует содержание, объем и режим деятельности участников. Осуществление педагогической деятельности в большей степени зависит от того, какие творческие качества и социально-психологические характеристики присущи данному исполнителю. Наконец, только при соблюдении этого принципа можно воспитать творческую индивидуальность в каждом участнике.
Стимулирование участников самодеятельного коллектива не имеет ничего общего с меценатством и задабриванием. Стимулирование - это воздействие на индивида с тем, чтобы в его деятельности нашли адекватное преломление объективные общественные требования и задачи.
Участник самодеятельного коллектива включен в процесс общественно значимой деятельности и нередко отказывается от более простых, не требующих напряжения видов досуговых занятий.
Классификацию художественной самодеятельности сегодня создать особенно трудно, учитывая то обстоятельство, что самодеятельность не «копирует» профессиональное искусство.
|
|
Однако можно выделить две большие категории самодеятельности: самодеятельность в области потребления художественной культуры и самодеятельность в области производства художественной культуры.
Преодоление разрыва между художественным производством и художественным потреблением - одна из сущностных особенностей самодеятельности. На практике же приходится, к сожалению, нередко встречаться с тем, что участники традиционного вида самодеятельности (хоровые, хореографические, цирковые коллективы) не столько «потребляют», сколько производят художественные продукты, которые, естественно, не отличаются сколько-нибудь заметным качеством.
Поэтому дифференциация самодеятельных коллективов на «художественно-потребляющие» и «художественно-производящие» оказывается неполной.
Можно выделить три основных класса самодеятельных явлений:
- ориентация на фольклор и этнографическую культуру прошлого (крестьянства, городской окраины);
- ориентация на профессиональную культуру;
- оригинальная самодеятельность, не имеющая аналога ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре. Видами художественной самодеятельности являются
музыкальная, изобразительная, театральная и др.; жанрами - академический хор, вокальные ансамбли, оркестры эстрадных, духовых и т.д. Изобразительная самодеятельность представлена живописью, скульптурой, керамикой и т.д.
Несколько иная ситуация в самодеятельности, ориентированной на фольклор и этнографическую культуру. Подлинно народной культуре был свойственен синкретизм -
неразделенность на жанры и неотделенность от быта и других жизненных реалий. В современном фольклоре расслоение на жанры уже сильно обозначилось и продолжается. Здесь можно обнаружить «синтетические», участники которых и поют, и танцуют, и играют, иногда осуществляют постановку какого-либо красочного обряда или систему календарных действ. Есть группы сугубо вокальные или сугубо хореографические.
Особое развитие в последнее время получила нетрадиционная самодеятельность. Из лекции с диапозитивами рождается слайд-театр, из вечера танцев и тематической художественно-познавательной программы - дискофеерия и т.д.
Все эти классы, виды и жанры самодеятельных явлений не в одинаковой степени развиты и не в одинаковой степени изучены. Вместе с тем, разнородные явления самодеятельности нельзя противопоставлять одно другому как более важные и менее важные.
В развитии художественной самодеятельности следует стремиться к тому, чтобы набор коллективов и объединений в регионе или в рамках учреждений культуры позволял занять и использовать активность людей с самыми различными склонностями, интересами, способностями, уровнями общего и специального художественного образования.