Для исследований выбран цилиндрический зубчатый двухступенчатый редуктор с развёрнутой схемой. Кинематическая схема редуктора дана на рис.3.
Рис. 3. Кинематическая схема исследуемого редуктора
2.1. Экспериментальное определение геометрических характеристик передач.
С помощью штангенциркуля, угломера и линейки осуществили опытные замеры ряда геометрических характеристик исследуемых передач и подсчитали числа зубьев каждого из колёс. Результаты замеров и подсчёта сведены в табл. 1.
Таблица 1.
Параметры передач редуктора, определённые опытным путём
Наименование величин | 1 ступень | 2 ступень | ||
шестерня | колесо | шестерня | колесо | |
Число зубьев колёс | ||||
Ширина колеса, мм | ||||
Наружный диаметр, мм | ||||
Угол наклона зубьев, град | ||||
Тип передачи | косозубая | |||
Межосевое расстояние, мм |
Остальные геометрические и кинематические характеристики передач редуктора определили расчётным путем, используя известные формулы [1]. Результаты расчётов сведены в табл.2.
|
|
Таблица 2.
Параметры передач редуктора, определенные расчётным путём
Наименование расчётных величин | Формула | 1 ступень | 2 ступень | |||
шестерня | колесо | шестерня | колесо | |||
Модуль зацепления нормальный, мм | ||||||
Модуль торцевой, мм | ||||||
Делительный диаметр, мм | ||||||
Диаметр окружности выступов, мм | ||||||
Диаметр окружности впадин, мм | ||||||
Передаточное число ступени | ||||||
Передаточное число редуктора | ||||||
Межосевое расстояние редуктора, мм | ||||||
Безразмерный коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния | ||||||
Безразмерный коэффициент ширины колеса относительно модуля | ||||||
Безразмерный коэффициент ширины шестерни относительно её диаметра | ||||||
Примечания: zш=z1, zk=z2, bш=b1,bk =b2 – для 1 (быстроходной) ступени; zш=z3, zk=z4, bш=b3,bk =b4 – для 2 (тихоходной) ступени. | ||||||
Вывод: в ходе работы изучили особенности конструкций цилиндрических зубчатых редукторов и порядок их сборки; расчётно-экспериментальным путем определили основные геометрические и кинематические параметры одного из таких редукторов. Полученные результаты в целом совпадают с данными [1, 2], а небольшие расхождения, видимо, связаны с неточностями измерений и погрешностью расчетов.
Литература
1. Иванов M.H., Финогенов В.А. Детали машин. – М.: Высшая школа, 2006.
2. Методические указания к выполнению лабораторных работ по деталям машин. «Механические передачи». – М.: РИО МГТУ, 2002.