- Ведущими мотивами ученической деятельности могут быть и внешние, и внутренние мотивы. Разумеется, все мы хотим, чтобы деятельность наших учеников направлялась внутренними мотивами, но и внешняя мотивация может привести к постановке цели деятельности, если это только не отрицательный (боязнь плохой отметки), а положительный мотив (желание получить хорошую отметку).
- Крайне важно знать динамику развития мотивов, и следить за тем, чтобы внешние положительные мотивы не перешли во внешние отрицательные. При правильно поставленном обучении происходит наоборот, интерес к учителю перерастает в интерес к предмету и позже – к науке, которую он представляет.
- Реально каждый ученик побуждается несколькими мотивами, т.к. учебная деятельность всегда полимотивирована.
2.5. Вариант классификации мотивов по Е. П. Ильину
Для понимания специфики мотива необходимо их соотнесение с возрастом. Возрастные особенности детей оказывают влияние на мотивацию. Например, готовность школьников подчиняться требованиям взрослых резко снижается от 4-го к 7-му классу, что свидетельствует о снижении роли внешней и увеличении внутренней мотивации. К сожалению, этот факт редко принимается во внимание как родителями, так и учителями.
Теперь же интересно будет посмотреть, как мотивируется учебная деятельность школьника по возрастам. Ниже я привожу таблицу, где показан возраст и соответствующий возрасту мотив (таблица составлена обзорно, и мотивы сознательно упрощены, а некоторые даже и не включены, т.к. главное назначение этой таблицы – показать другой принцип классификации, а также показать взаимосвязь возраста и мотива).
Таблица «Мотивы учебной деятельности»
Возраст/Группа | Мотив |
Первоклассники (дошкольники) | · интерес к учению вообще · стремление к взрослости |
Младшие школьники | · беспрекословное выполнение требований учителя (т.е. у большинства – социальная мотивация); · получаемые отметки; · престижный мотив; · познавательный мотив (очень редко). |
Средние классы | · стойкий интерес к определённому предмету на фоне снижения общей мотивации к учению; · мотив посещения уроков – «не потому, что хочется, а потому, что надо»; · требуется постоянное подкрепление мотива учения со стороны в виде поощрения, наказания, отметок; · потребность в познании и оценке свойств своей личности; · главный мотив – стремление найти своё место среди товарищей (желаемое место в коллективе сверстников); · особенность мотивации – наличие подростковых установок. |
Старшие классы | · основной мотив – подготовка к поступлению. |
Как видно из этой таблицы – мотив с возрастом меняется, и меняется потому, что меняются потребности. Предлагаю посмотреть взаимосвязь мотива и потребности и убедиться, насколько однозначно потребность обуславливает мотив.
Последовательность появления потребностей в онтогенезе – снизу вверх (по А. Маслоу):
Последовательность появления мотивов (составлено автором исследования):
2.6. Способы мотивации по Д. Г. Левитесу
Психологами и педагогами предлагаются разные способы мотивации. Я остановилась на тех, которые мне представляются более приемлемыми с точки зрения использования их на каждом уроке. Это следующие способы:
Остановлюсь подробнее на каждом способе мотивации, сопроводив его следующими пояснениями: суть способа – через афоризм; что дает этот способ, или каков его результат; чего «требует» этот способ для лучшего его применения; помимо этого каждый способ я сопроводила фотографией собственных уроков, когда мною применялся тот или иной способ. Сразу оговорюсь, что способы мотивации «культура общения» и «чувство юмора» показать на фото оказалось проблематичным – не потому, что я эти способы не использую, а потому, что сфотографировать запах «Шанель №5» также невозможно.