Цель и формы слова в Древней Руси

В Древней Руси практика устного публичного выступления не была широко распространена, и произведения ораторского искусства были рассчитаны прежде всего на чтение и обдумывание, на копирование и распространение, хотя известно, что мастера слова - и Иларион в Киевской Софии, и Кирилл Туровской, и Серапион Владимирский - обращали свое слово к слушателям.

Характеризуя литературу эпохи "Слова о полку Игореве", Д. С. Лихачев отмечает как важнейшую ее особенность то, что литература мыслится "прежде всего как общение людей между собой, как укрепление единомыслия, как проповедь идей единства. Одной из форм этого общения становится переписка, другой - устное, прочитанное слово, обращенное к многочисленным слушателям, третьей - обращение к потомкам <...> Во всех случаях это общение коллективное" (Лихачев Д. С. Литература эпохи "Слова о полку Игореве" // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 21).

Важнейшая и ответственнейшая цель слова в Древней Руси - объединение разрозненных мест и людей в целостный "русский ми-р". Это задача гармонизации, задача единения. Она и определяет пафос слова и формирует образ его автора - "печальника Русской земли", взволнованного "нестроениями века своего", положившего своей жизненной обязанностью способствовать их исправлению. Это задача нравственная. Таково, например, "золотое слово" Святослава в "Слове о полку Игореве": "Тогда великий Святослав изронил золотое слово, со слезами смешанное..." (Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980. С. 381). Мысль о совершенстве и красоте родной земли рождает у автора и боль, и восхищение. Потому речь о ней выражает то х в а л у, то горе.

Церемониальные формы народного творчества, слово и плач, взаимодействуют с традиционными византийскими риторическими жанрами, одним из которых, и весьма развитым, был панегирик, торжественное хвалебное слово. Величайший панегирик древнерусской культуры - "Слово о полку Игореве" - представляет собой речь, произведение ораторского искусства, "как бы плач и славу всей Русской земле в ее огромных пределах и в ее глубокой исторической перспективе", как говорит Д. С. Лихачев в том же сочинении (с. 19). Формы славы и плача переплетаются и в "Слове о погибели Русской земли", и в "Повести об убиении Андрея Боголюбского".

Плачи, "жалости", "слова печальные" отмечают период татаро-монгольского нашествия и сменяются похвальными словами, возрождением формы торжественного панегирика (хвалы) в первой половине XV в.

"ПОУЧЕНИЕ" И "СЛОВО" КАК ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ ДРЕВНЕРУССКОГО КРАСНОРЕЧИЯ.

Русская литература уже в XII и начале XIII в. "постоянно пыталась создать и развивать свои собственные жанры, способные наилучшим образом отвечать потребностям русской действительности. Даже традиционные жанры претерпевали значительные изменения - как, например, жития святых, проповеди, поучения, в которых все сильнее и сильнее вторгались политические мотивы" (Лихачев Д. С. Литература эпохи "Слова о полку Игореве". С. 15-16).

В древнерусском красноречии преобладают два основных жанра: дидактическое, учительное слово- "Поучение" и торжественное панегирическое хвалебное "Слово". "Поучение" имеет ц е л ь ю формирование идеалов, воспитание человеческой души и тела, оно проще, доступней, адресовано не слишком просвещенному, часто молодому читателю. "Слово" трактует высокие и общие темы - духовные, политические, государственные. Хвала князю или святому, проповедь сложнее по форме, обильнее украшены, обращены к более образованному кругу. Жанр торжественной проповеди сохраняет византийские традиции: "Слова" Кирилла Туровского, посвященные тем или иным церковным праздникам, составлены по самым высоким канонам византийского ораторства, отличаются удивительным изяществом языка, расчетливо учитывающего устное произнесение в церкви при большом скоплении молящихся" (Лихачев Д. С. Литература эпохи "Слова о полку Игореве". С. 16).

Первым древнерусским дидактическим сочинением, первым памятником русской педагогической ритори-к и было "Поучение к братии" новгородского епископа Л у-ки Жидяты (XI в.). С него начинается история ораторской прозы Древней Руси. XI в. дал и знаменитое "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона - полемически острую политическую декларацию славы и независимости Русской земли.

ИСТОРИЯ И КРАСНОРЕЧИЕ: "ЗОЛОТОЙ ВЕК", "СЛОВА ПЕЧАЛЬНЫЕ", "ПЛЕТЕНИЕ СЛОВЕС".

"Золотым веком" русской литературы и периодом расцвета древнерусского красноречия называют XII в. Он объединяет две культуры - византийскую и русскую, две поэтические системы - устную народно-поэтическую и высокую риторическую, две языковые стихии - русскую и древнеславянскую. Это столетие отмечено двумя вершинами - "Словом о полку Игореве" и ораторскими произведениями Кирилла Туровского. Кирилл блестяще владеет византийской риторической традицией, ее сложными формами (тексты строятся по принципу риторической амплификации: тема развивается во множестве направлений, вариаций, кото-

рые образуют завершенный по смыслу и форме круг - риторическую тираду), соединяя их с народно-поэтической языковой и ораторской стихией.

"Слову о полку Игореве" предшествовало анонимное "Слово о князьях", сочетающее резкость осуждения (начинается оно прямой угрозой: Одумайтесь, князья, вы, что старшей братии своей противитесь, рать воздвигаете и поганых на братию свою призываете, - пока не обличил нас Бог на Страшном своем суде!), упрек (Постыдитесь же вы, враждующие с братией своей, с единоверцами своими!), призыв следовать примеру предков и близких (Им подражайте и следуйте, их примером научитесь!) и напутствие (Да поможет вам Бог и да не отпадете вы, все это слышащие, от славы...) (Слово о князьях // Памятники литературы Древней Руси: XII век. М., 1980; далее цитировать древнерусские тексты мы будем именно по этому изданию). Лаконичный и простой текст "Слова" обладает большой силой воздействия.

"Слова печальные" периода татаро-монгольского ига сменяются (с национальным подъемом после Куликовской битвы и "вторым южнославянским влиянием") торжественной пышностью "плетения словес" во хвалу и славу святым и князьям. Эмоционально-экспрессивный стиль "плетения словес" выражается в сложнейших риторических формах. Примером можно назвать "Слово похвальное инока Фомы", своего рода "похвалу в похвале", автор которой не довольствуется славой князю от своего собственного скромного лица, но составляет 24 панегирика: один - как бы от византийского императора Иоанна, другой - от патриарха Иосифа и еще 22 - от митрополитов. Все это, украшенное многочисленными "цветами красноречия", образует "венок похвал" тверскому князю Борису Александровичу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: