1 Проверка подготовки студентов к лабораторной работе по вопросам для самопроверки.
2 Подготовка лабораторной установки к работе, получение инструктажа по технике безопасности.
2.1 Ознакомиться с элементами, из которых собирают исследуемую цепь (рисунки 11а, 11б, 11в, 11г): генератором на блоке Г3, осциллографом, операционным усилителем на плате активных элементов, элементами СА, LА, Rм, Rд.
2.2 Собрать электрическую цепь по схеме (рисунок 11 а).
2.3 Поставьте переключатели в следующие позиции:
– на блоке Г1 тумблер в положение «ВНУТР»;
– на блоке Г2 переключатель формы сигнала в третью позицию ;
– на блоке Г3 тумблеры в положения «НОРМ» и «10В»;
– на блоке «ЭК» тумблер «КАНАЛ» установите в среднее положение;
– ослабление обоих каналов в положение 1:10;
– тумблеры синхронизации «1-ый КАНАЛ» и «ВХОД Х» в положение «ВНУТР»;
– регуляторы «ПОДСТРОЙКА» поверните против часовой стрелки до упора.
2.4 Пригласите преподавателя проверить собранную цепь.
2.5 Включить тумблеры в следующей последовательности: «СЕТЬ», «ГЕНЕРАТОР», «КОММУТАТОР-ОСЦИЛЛОГРАФ».
|
|
а)
б)
в)
г)
Рисунок 11 – Схемы для исследования пассивных
дифференцирующих (а, б), активной
дифференцирующей (в) и интегрирующей цепи (г)
3 Проведите исследования пассивных дифференцирующих цепей (рисунки 11а, 11б). Для этого:
3.1 На блоке генератора Г3 ручкой регулировка напряжения установите по верхней шкале вольтметра PV1 напряжение на входе цепи от 2 В до 4 В по вашему выбору. Поддерживайте величину этого напряжения во всех опытах!
3.2 На магазине сопротивлений установите сопротивление, ближайшее к величине, рассчитанной в пункте 4 домашнего задания.
3.3 С помощью регуляторов «УСИЛЕНИЕ Х», «РАЗВЕРТКА», «УСИЛЕНИЕ 1-ГО КАНАЛА», «РАСХОЖДЕНИЕ», «↔», «↨» установите изображение сигнала первого канала вверху экрана (это сигнал, подаваемый на вход дифференцирующей цепи) размахом 2 – 4 клетки.
3.4 Получите изображение второго канала (это сигнал, получаемый на выходе дифференцирующей цепи) размахом 2 – 4 клетки. Используйте регулятор «УСИЛЕНИЕ 2-ГО КАНАЛА».
3.5 Ручкой «РАСХОЖДЕНИЕ» наложите изображения сигналов одно на другое и зарисуйте эти изображения в таблице 11.1 (входной и выходной сигналы разными цветами).
3.6 Определите коэффициент передачи исследуемой цепи (К= ).
Внимание! При проведении данного исследования не трогайте больше регуляторы «УСИЛЕНИЯ» 1 и 2 каналов. Нажмите кнопку «ТАРИР» 1-го канала и держите ее все время измерений. На экране появится сигнал прямоугольной формы. Регулятором «ТАРИР-НАПРЯЖЕНИЕ» установите размах этого сигнала величиной в 1 клетку. По верхней шкале вольтметра PV1 снимите величину напряжения. Это напряжение соответствует величине сигнала в 1 клетку. 1 клетка – «N» вольт (где «N»-снятое вами напряжение). Отпустите кнопку «ТАРИР». Чтобы узнать величину напряжения U1 надо показание вольтметра «N» умножить на число клеток, которое занимает сигнал 1 канала.
|
|
3.7 Проделайте пункт 3.6 для второго канала. Определите величину U2 (нажимаете и держите кнопку «ТАРИР»-2-ого канала).
3.8 Занесите померенные данные в таблицу 11.1
3.9 Повторите пункты 3.4-3.8 для сигналов следующих форм: , .
Внимание! Чтобы получить сигнал данной формы , надо поставить переключатель формы в 7-ую позицию и использовать нижний регулятор «ПОДСТРОЙКА».
3.10 Соберите электрическую цепь по схеме (рисунок 11б).
3.11 На магазине сопротивлений установите сопротивление, ближайшее к величине, рассчитанной в пункте 5 домашнего задания.
3.12 Повторите пункты 3.4 – 3.8 для сигналов треугольной и пилообразной формы.
Внимание! Чтобы получить сигнал пилообразной формы, надо использовать нижний регулятор «ПОДСТРОЙКА».
4 Проведите исследование активной дифференцирующей цепи. Для этого:
4.1 Соберите электрическую цепь по схеме (рисунок 11в)
Таблица 11.1 – экспериментальные данные исследования дифференцирующих и интегрирующих цепей
Са=28,3нФ; Lа=44мГн | ||||||
Класс цепи | Форма входного сигнала | По расчету | Получено из опытов | Рассчитано | ||
Rдиф | Rинт | U1 | U2 | К | ||
Дифференцирующая цепь RC | – | |||||
– | ||||||
– | ||||||
Дифференцирующая цепь RL | – | |||||
– | ||||||
Дифференцирующая цепь ARC | – | – | ||||
– | – | |||||
Интегрирующая цепь RС | – | |||||
– | ||||||
– |
4.2 На магазине сопротивлений установите величину сопротивления 40 – 80 Ом. Это сопротивление необходимо для нейтрализации влияния индуктивности соединительных проводов. Включите тумблер «ПЛАТА ЭЛЕМЕНТОВ».
4.3 Повторите пункты 3.4 – 3.8 для сигналов синусоидальной и треугольной формы.
5 Проведите исследование пассивной интегрирующей цепи. Для этого:
5.1 Соберите электрическую цепь по схеме (рисунок 11г). В качестве резистора «R» возьмите на панели пассивных элементов резистор, ближайший по значению к величине, рассчитанной в пункте 6 домашнего задания.
5.2 Повторите пункты 3.4 – 3.8 для сигналов синусоидальной, треугольной, прямоугольной формы.
6 После снятия данных и представления их преподавателю выключите стенд в следующей последовательности: «КОММУТАТОР-ОСЦИЛЛОГРАФ», «ГЕНЕРАТОР», «СЕТЬ».