Методические указания
к лабораторной работе № 9
по курсу “Безопасность жизнедеятельности”
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТЕПЕНИ
ПРОФПРИГОДНОСТИ ОПЕРАТОРОВ
Цель работы: изучение метода и приобретение практических навыков в проведении профессионального отбора с применением психологических тестов (на примере определения профпригодности операторов).
Теоретическая часть
Сложные изменения в характере труда, дальнейшая дифференциация его видов остро ставит вопрос об учёте индивидуальных особенностей каждого человека при выполнении трудовых обязанностей.
С целью достижения наибольшего соответствия профессии и индивидуально-психологических качеств и свойств человека проводится профессиональный отбор - научно организованный допуск людей к определённому виду профессионального обучения и деятельности.
Выделяют следующие компоненты профессионального отбора:
1.Медицинский отбор. В его задачу входит выявление лиц, состояние здоровья и уровень физического развития которых позволяет овладеть специальностью, для которой проводится профотбор.
|
|
2.Социально-психологический отбор. В его задачу входит выявление социально обусловленных свойств, которые необходимы для успешной работы человека в коллективе (мотивация, интересы, морально-психологические качества).
3.Образовательный отбор. В его задачу входит выявление кандидатов с минимумом знаний и навыков, необходимых для дальнейшего обучения.
4.Психологический отбор. В его задачу входит определение среди наличного контингента людей, по своим психологическим свойствам и качествам наиболее полно соответствующих профессиональным требованиям (существуют следующие методы психологического отбора: беседы, самоотчёты, наблюдения, специальные тесты).
Наиболее важное значение приобретает психологический отбор для различных форм интеллектуальных видов деятельности, среди которых операторская деятельность является наиболее распространенной в самых различных областях.
Главными функциями оператора в любой системе становятся: контроль, программирование, прогнозирование (предвидение), управление, т.е., в общем случае, постановка задачи и принятие решений. От профпригодности оператора зависит эффективность и безопасность деятельности всего коллектива, а также исключение аварийных ситуаций на производстве.
В своей работе оператор активно использует следующие профессионально-значимые свойства:
1.Аттенционные свойства (избирательность, концентрация, объем и устойчивость внимания).
2.Мнемические свойства (объём долговременной и кратковременной памяти).
|
|
3.Мыслительные свойства (оперативное мышление), логичность мышления, сложные ассоциации.
Внимание - направленность сознания на объект и концентрация сознания на этом объекте.
Внимание характеризуется следующими качествами.
Избирательность внимания проявляется в способности человека сосредоточиться на определённой задаче.
Устойчивость внимания определяется длительностью сохранения интенсивности (концентрации) внимания. Показатель устойчивости - высокая продуктивность деятельности в течение некоторого промежутка времени.