Общая характеристика учебной задачи

Вторым по счету, но главным по сути компонентом структу­ры учебной деятельности является учебная задача. Учебная задача предла­гается обучающемуся как определенное учебное задание в определенной учебной ситуации.

Состав учебных задач, т.е. вопросов над ко­торыми работает обучающийся, должен быть известен учителю, преподавателю, так же как и ученику, студенту. Практически вся учебная деятельность до­лжна быть представлена как система учебных задач.

Сначала ученики не умеют самостоятельно ставить и решать учебные задачи. Эту функции вначале обучения выполняет учитель. Постепенно это учатся делать и сами дети.

Особенности учебной задачи:

Направленность на субъекта, ибо ее решение предполагает изменения не в самой «задачной структуре», а в субъекте, ее решающем. Цель – усвоение обучающимся определенного способа действия.

Неоднозначность и неопределенность. Обучающиеся могут вкладывать в задачу несколько иной смысл, чем обучающий. Это происходит в силу разных причин: из-за неумения разобраться в требовании задачи, смешения различных отношений. Нередко это зависит от мотивации субъекта.

Для достижения какой-либо цели требуется решение не одной, а нескольких задач, а решение одной задачи может вносить вклад в достижение различных целей учения. Следовательно, для достижения какой-либо учебной цели требуется некоторый набор задач, где каждая занимает отведенное ей место.

Например, только решение ряда задач (и с репродуктивными, и с проблемно-творческими действиями) может говорить о полном усвоении какого-либо принципа в дисциплине.

Этапы решения учебной задачи:

1. понимание задачи, сформулированной в готовом виде преподавателем или определяемой самим обучающимся.

2. «принятие» задачи обучающимся, он должен решать ее для себя, она должна быть личностно значима, а потому понята и принята к решению.

3. решение задачи. Должно вызывать эмоциональное переживание.

Вопрос: Зачем нужно эмоциональное переживание при решении задачи?

Ответ: Оно способствует желаю решить эту задачу (лучше, чтобы это было чувство удовлетворения, чем досады, неудовлетворенности собой).

Здесь существенно отметить роль формулировки задания для правильного понимания задачи.

Так, если задача сформулирована в форме задания «проанализируйте», «объясните, почему», «в чем, на ваш взгляд, причина», то обучающийся определяет скрытые, латентные связи, выстраивает определенную логическую последовательность решения задачи. Если задание дано в форме «опишите», «расскажите», то студент может ограничиться изложением только эксплицитно данного и необходимого для решения, понимания и принятия задачи.

Вопрос: Какие действия необходимы в первом и втором случаях?

Ответ: В первом – проблемно-творческие. Во втором – репродуктивные.

Принятие учебного задания происходит тогда, когда учитель объясняет, для чего надо выполнить учебное задание. В это время ученик всегда доопределяет или переопределяет эту учебную задачу для себя.

Например, преподаватель дает задание выучить материал для того, чтобы ученик смог понять последующие темы предмета и ориентироваться в нем. Могут приводится доводы, что без этого предмет, который важен для будущей профессии, будет не понят.

Ученик может переопределить эту задачу – например, выучить материал, чтобы получить хорошую оценку.

Принятие учебного задания создает готовность ученика к учебной деятельности.

Учебные действия — это акты активности ученика, составляющие операциональную часть учебной деятельности.

Виды учебных действий:

1. по использованию в различных учебных предметах:

- общие для различных учебных предметов;

- специальные, которые характерны для овладения определенным учебным предметом.

Вопрос: Приведите примеры общих и специальных учебных действий?

Ответ: Составить план, разбор слова по составу и др.

2. с позиции субъекта деятельности:

- целеполагание;

- планирование;

- исполнительские действия: вербальные – невербальные; формализованные – неформализованные;

- контроль;

- оценка.

3. по этапам решения учебной задачи:

- ориентировочные,

- исполнительские,

- оценочные.

4. в соотнесении с психической деятельностью:

- мыслительные (умственные) действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование;

- перцептивные действия: опознание, идентификация;

- мнемические действия: запечатление, фильтрация, структурирование, сохранение, актуализация информации;

Уровни выполнения учебной деятельности:

- репродуктивный: исполнительские, воспроизводящие действия;

- продуктивный: действия целеобразования, преобразования, воссоздания. Ученик самостоятельно ставит УЗ и ищет способы ее решения.

Совокупность учебных действий образует способ решения учебной задачи. Сформированность способов учебной работы является главным показателем зрелости учебного действия.

Вопрос: Ранее мы рассматривали виды учебных действий, среди которых были проблемно-творческие и познавательно-исследовательские. Как вы думаете к каким, репродуктивным или продуктивным учебным действиям их можно отнести?

Ответ: Скорее всего, оба этих подвида учебных действий можно отнести к продуктивным. Следует отметить главное отличие продуктивного вида действий от репродуктивного – они осуществляются по самостоятельно сформированным критериям.

Контроль (самоконтроль) в структуре учеб­ной деятельности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: