Добродетель

Христианская добродетель есть постоянное, основанное на вере в Иисуса Христа и происходящее из любви к Богу и ближним, свободное исполнение Евангельского нравственного закона, совершаемое при непременном содействии Благодати Божией.

Первое свойство добродетели есть свобода. "Иже хощет по Мне итти, да отвержется себе" — говорил Спаситель (Мк. 8:34). Св. же Василий Великий говорил: "Мы хвалим тех, которые добры по произволению, а не тех, которые вынуждены какой-либо необходимостью''.

Затем добродетель должна быть результатом самоотверженной деятельности. "Иже хощет по Мне итти, да отвержется себе". Это особенно подчеркивает св. Иоанн Златоуст: "Добродетели свойственно сражаться с трудностями, и она достойна порицания, когда сопряжена с покоем".

Добродетель должна обладать постоянством своего стремления, а не представлять собою только порывы и кратковременные отдельные добрые движения, которые бывают не чужды людям и порочным.

Основным побуждением к добродетели должна быть любовь к Богу и Его нравственному закону. "Кто любит Меня, слово Мое соблюдет" — говорил Иисус Христос (Ин.14:15).

Памятуя, что все Евангельские заповеди находятся в органической связи друг с другом, представляя собою органическое целостное единство (почему — "кто согрешит во едином, бысть всем повинен" (Иак.2:10) — добродетель не может быть изолированной и частичной, а должна находиться в цепи других добродетелей. Св. Макарий Великий говорит по этому поводу: "Все добродетели, на подобие некоторой духовной цепи, одна от другой зависят, как то: молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения" (Беседа 40).

Добродетель никогда не может "почивать на лаврах", а неустанно должна простираться вперед, к новым подвигам. "В том и состоит истинное совершенство" — говорит св. Григорий Нисский — "чтобы возрастать усовершаясь, никогда не останавливаться в сем возрасте и не находить предела усовершенствованию". Об этом же безпредельном совершенствовании говорил и Сам Спаситель: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный" (Мф.5:18). Из этого ясно, что для добродетели нет предела совершенства. Начало ее на временной земле, а конец — на вечном небе.

Но, ни зарождения добродетели, ни, тем более, ее роста и совершенствования — невозможно себе представить без помощи благодати Божией. Поэтому наивысшим свойством христианской добродетели должно быть смиреннейшее сознание своих личных немощей в совершении добра и твердое упование на помощь свыше. "Сила Божия в немощи совершается" (2Кор.12:9).

Таким образом, христианская добродетель с одной стороны есть проявление свободной силы человека (нравственное усилие хотеть любить Бога и жить по Его заповедям, что может быть названо волей к любви к Богу), а с другой стороны — Благодати Божьей, совершающей и усовершающей нравственные чаяния немощной человеческой души. Неустанный вопль к Богу о помощи, постоянная "нищета духа", постоянная жажда общения с Богом — являются как бы духовным магнитом, который притягивает Божественную благодать, любующуюся твердостью вопиющих. Это стяжание благодати и называется "стяжанием Духа Святого", о котором говорил преп. Серафим, как о цели жизни христианина.

Православное учение добродетели чуждо односторонности, как тех, которые утверждают, что человек одними собственными силами может достигнуть добродетели (пелагиане, социане, философы-рационалисты), так и тех, которые все дело совершения добродетели приписывают только одному Богу (протестанты) и всего ожидают от Божественного вдохновения (квиэтисты, квакеры).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: