Виды и характеристика сложных предпринимательских образований

К сложным предпринимательским образованиям относятся концерны, консорциумы, картели, синдикаты, пулы, тресты, холдинги, договорные совместные предприятия, транснациональные корпорации.

Концерн является наиболее распространенной формой сложных предпринимательских образований. Его участниками могут быть предприятия промышленности, транспорта, торговли, финансовой сферы, которые добровольно объединяются для достижения каких-либо общих целей. Объединение осуществляется на основе заключенного между его участниками соглашения, в результате которого образовывается финансовая группа. Она оформляется организационно и юридически, т.е. создается новая организация со статусом юридического лица и собственной организационной структурой управления. Управление и контроль за деятельностью предприятий, входящих в концерн, осуществляет совет директоров (или комитет совета), в состав которого входят представители всех участников объединения. В отдельных случаях при создании концерна новая организация может и не возникать. Это допускается, если в соглашении выделяется основное предприятие, которому в установленном порядке официально присваивается статус концерна.

Сфера влияния концерна не ограничивается только составом его участников. Она всегда значительно шире, так как включает и дочерние компании предприятий — участников концерна. В центре концерна чаще всего находится коммерческий банк


Сложные предпринимательские образования



или финансовая компания. Предприятия, входящие в концерн, уфачивают финансовую самостоятельность и имеют формальную юридическую самостоятельность. Вместе с тем, если об •jroM указывается в соглашении, возможна имущественная от-пстственность участников по обязательствам концерна, и наоборот. Финансовый контроль в концерне осуществляется не столько владельцами входящих в его состав предприятий, сколько финансовыми институтами самого концерна. Это обусловлено тем, что главной особенностью финансово-кредитного обеспечения концернов является преобладание в них средств из банков-ско-кредитных институтов над акционерным капиталом. Для концернов характерен большой объем внутрифирменных поставок. В зависимости от процессов и целей, на основании которых происходит объединение отдельных предприятий, встречаются три основных типа концернов:

1. Концерны, основанные на вертикальной интеграции. Его участниками являются предприятия, связанные между собой производственной цепочкой. Такой тип объединения обусловлен проникновением крупных компаний в другие отрасли, которые по отношению к основному производству выполняют функции последовательных технологических ступеней и связаны с ним по линии снабжения и сбыта продукции. Вертикально интегрированные концерны чаще всего встречаются в металлургической, нефтяной и деревообрабатывающей отраслях промышленности. Такого рода предпринимательские образования являются по своему характеру комбинатами.

2. Концерны, основанные на горизонтальной интеграции. Они создаются чаще всего предприятиями одной и той же отрасли, выпускающими одинаковую или схожую продукцию, а также продукцию, предназначенную для удовлетворения одних и тех же потребностей. Функционально-производственная связь этих предприятий определяется общностью технологии и универсальным характером промышленного оборудования, что позволяет координировать и обобщать ведущиеся в концерне научные разработки. Кроме того, создание такого предпринимательского образования, особенно в капиталоемких отраслях, позволяет ему не только доминировать на рынке, но и обеспечить каждому из участников концерна более устойчивое положение по сравнению с другими конкурентами.



Организационные основы бизнеса


3. Концерны, образованные по принципу конгломерации. Этот вид концернов в развитых странах получил широкое распространение в 1960—70-е годы. В его основу положена широкая диверсификация, связанная с проникновением отдельных корпораций не только в родственные, но и в «чужие» отрасли. Сама диверсификация является процессом межотраслевого проникновения капитала, осуществляя который, корпорации опираются на технико-экономические связи и отношения между различными отраслями. Это могут быть отношения производственного, коммерческого, научно-технического или маркетингового характера, особенно в области сбыта. Диверсификация может развиваться в технологически не связанных отраслях и производствах. Результатом такой диверсификации явилось появление многоотраслевых концернов-конгломератов, в состав которых входят предприятия, не имеющие каких-либо общих производственных основ, а объединенные в основном организационными и финансовыми связями.

Консорциум — также достаточно часто встречающееся Предпринимательское образование. Он представляет собой временное соглашение между банками или производственными фирмами для совместного размещения займа или осуществления единого проекта. Чаще всего участники консорциума соединяют свои усилия и ресурсы в целях взаимодополнения. Такие объединения особенно распространены в банковском деле, строительстве, добыче полезных ископаемых. В строительстве консорциумы имеют однократный и целевой характер, они создаются уже на стадии борьбы за получение заказов. Консорциумы в добывающей промышленности создаются на более долгое время — сначала с целью объединения капиталов, а затем и распределения добываемого сырья пропорционально вложенным капиталам.

Создание консорциума не связано с образованием нового юридического лица. Он создается по принципу товарищества. Участники консорциума создают общие структуры управления в виде наблюдательного или координационного совета, в функции которого входят координация и контроль за деятельностью всех участников по реализации совместного проекта. Иногда эти функции возлагаются на одну из фирм, входящих в состав данною обьединения.


Сложные предпринимательские образования



В рамках консорциума фирмы теряют свою независимость, но за пределами совместного проекта они продолжают оставаться конкурентами.

Картель предусматривает временный договор между его участниками, который не ведет к образованию нового юридического лица. Данное предпринимательское образование создается по принципу товарищества. В договоре о создании картеля регулируются объемы производства, условия продаж и найма рабочей силы, уровни цен или тарифов, сроки платежей и т.д. Картель фактически подразумевает соглашение о разделе рынков сбыта и источников сырья. Предприятия, входящие в картель, имеют лишь формально ограниченную производственную и коммерческую самостоятельность.

Картели чаще всего образуются в рамках одной отрасли. Они распространены не только среди крупных, но также и среди мелких и средних фирм. Современные картели можно разделить на четыре основные категории:

1) внутренние картели. Они действуют в пределах национального рынка или его части. В их состав входят как крупные, так и мелкие фирмы;

2) экспортные картели. Обычно состоят из национальных фирм-экспортеров. На внешний рынок такие картели выходят, имея согласованные позиции по всем аспектам внешнеэкономической деятельности;

3) импортные картели. Образуются фирмами, которые являются крупными импортерами зарубежных товаров с целью противостоять поставщикам этих товаров. Кроме того, закупая товары огромными партиями, импортные картели получают значительные скидки и другие льготы от поставщиков. В итоге выигрывают не только предприятия, объединившиеся в картель, но и конечные потребители импортных товаров;

4) международные картели. Создаются из фирм нескольких стран, могут заниматься экспортом, импортом или обеими этими операциями одновременно. Они ориентируются как на глобальный, так и на региональные рынки.

Картель не является монополистическим образованием, хотя в договоре между его участниками и находят отражение отдельные позиции — объекты антимонопольного законодательства. Во-первых, картельное соглашение не ведет к образованию



Организационные основы бизнеса


новой организации, а представляет собой временную рыночную структуру, имеющую договорную форму. Участники картеля действуют на рынке от своего имени и на свой страх и риск. Во-вторых, картели обычно не контролируют весь рынок и, следовательно, должны считаться с политикой цен компаний, не входящих в картель. В-третьих, в рамках картельного соглашения остается соблазн для каждого из участников обойти партнеров, снизив цену, и в результате захватить большую долю рынка, что достаточно часто и происходит.

Синдикат представляет собой объединение предприятии, которое осуществляет всю коммерческую деятельность (определение цен, сбыт продукции, закупки сырья, материалов, комплектующих) через единую торгово-закупочную фирму, имеющую статус юридического лица. Производственные фирмы, входящие в состав синдиката, утрачивают коммерческую, а иногда и юридическую самостоятельность. Синдикат создается на основании соглашения между участниками, по которому одной торгово-закупочной фирме поручаются все операции по закупкам и продажам. Торгово-закупочная фирма выступает на рынке самостоятельно, только от своего имени. Создание синдиката оформляется организационно и юридически.

В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой синдикаты как форма бизнеса не имеют широкого распространения, что объясняется затрудненностью выхода из него. Это связано с тем, что производственные предприятия в составе синдиката быстро теряют опыт работы на рынке, что не позволяет им успешно продолжить бизнес в одиночку. Синдикаты встречаются в основном в некоторых подотраслях металлургической, химической, пищевой промышленности, сельского хозяйства. Часто форму синдикатов принимают сбытовые кооперативы, которые создаются, например, фермерами, чтобы повысить свою выживаемость и уменьшить расходы на финансовые, коммерческие и посреднические операции.

Пул — форма объединения предпринимателей, в котором доходы всех участников поступают в общий фонд, а затем распределяются между ними согласно заранее установленной пропорции. Создание пулов наиболее характерно для сферы услуг. транспорта, информационных продуктов, сельского хозяйства. Пулы бывают двусторонними и многосторонними. В общий


(ложные предпринимательские образования



фонд пула могут вноситься как все доходы, так и согласованная их часть. В некоторых пулах регулируются и расходные статьи участников. Образование пула не ведет к созданию новой органи-ыции, он возникает на основе договора о создании товарищества. Участники пула имеют ограниченную коммерческую, а иногда и производственную самостоятельность.

Трест имеет все черты классической монополии. Входящие и него предприятия полностью теряют самостоятельность и подчиняются единому управлению. Реальная власть в тресте сосредоточена в руках правления или головной компании, которой принадлежат все права по управлению и контролю за предприятиями, входящими в трест. Образование трестов в большинстве отраслей запрещено антимонопольным законодательством. В тех же отраслях, где монополия по каким-то причинам сохраняется, юсударство берет на себя право регулировать ее деятельность. Иногда для общества значительно выгоднее иметь монополию, чем поощрять конкуренцию. Это прежде всего касается железнодорожного транспорта, коммунальных услуг (электростанции, водоснабжение, уборка мусора, телефон, телеграф). Частное финансирование этих отраслей может осуществляться только при полной уверенности инвесторов в том, что они получат определенный доход. Государственное регулирование трестов связано прежде всего с установлением для них предельных уровней цен и тарифов, а также с введением юридических ограничений деловой активности (у трестов, как правило, достаточно узкая специализация). Рост доходов в таких «естественных» монополистических образованиях может достигаться только за счет роста объемов производимых товаров или услуг, снижения издержек, расширения ассортимента услуг.

Холдинг относится к особому виду материнских компаний. В классическом понимании — это держательская компания, в уставный фонд которой входят контрольные пакеты акций дочерних компаний. Вхождение дочерних предприятий в холдинг не связано контрактами или соглашениями, что является отличительной чертой данной сложной предпринимательской структуры, основу которой составляют права собственности.

Основным видом деятельности холдинга (материнской компании) является управление и финансовый контроль за деятельностью дочерних компаний. Основной доход холдинговой ком-



Организационные основы бизнеса


пании — это дивиденды, которые она получает от дочерних компании на принадлежащие ей акции.

Дочерние компании сохраняют формальную независимость от холдинговой компании, которая не вмешивается в их текущую деятельность. Управление и контроль за дочерними компаниями материнская компания обеспечивает посредством получения большинства мест в их советах директоров. Основные направления политики холдинга определяются на совете директоров материнской компании.

Отсутствие договорных отношений между участниками холдинга способствует сохранению конкуренции между дочерними компаниями. Многие материнские компании в последние годы, несмотря на наличие общих интересов у дочерних компаний в области финансовой и производственной политики, даже поощряют конкуренцию между ними, что в конечном итоге позволяет повысить их доходность и выживаемость.

Учредителями холдинга не могут выступать дочерние компании. Образование и расширение холдинга происходит рыночным путем посредством:

1) добровольного объединения или передачи учредителями контрольных пакетов акций контролируемых ими компаний в качестве своей доли в уставный фонд материнской компании,

2) скупки контрольных пакетов акций на фондовом рынке,

3) участия в учреждении новых акционерных компаний.
Холдинги бывают двух видов: чистый холдинг, главной целью

которого является финансовый контроль и управление дочерними компаниями, и смешанный холдинг, когда материнская компания в дополнение к своему основному бизнесу занимается еще и конкретным видом хозяйственной деятельности.

Встречаются также такие понятия, как «жесткий холдинг» и «мягкий холдинг». Жесткий холдинг связан с получением контроля благодаря владению контрольными пакетами акций дочерних компаний — это классическая держательская компания, особенности которой описаны выше Понятие «мягкий холдинг» используется иногда для характеристики партнерских отношений между смежниками, если они в целях повышения взаимной заинтересованности обмениваются небольшими пакетами акций, которые не позволяют им контролировать друг друга.


Сложные предпринимательские образования



Договорные совместные предприятия являются временным рыночным образованием. Их создание не предполагает возникновения новой организации для осуществления совместной деятельности. Внутренние правовые отношения между участниками договорных совместных предприятий регулируются межфирменными соглашениями. Для совместного контроля за деятельностью всех предприятий, входящих в состав договорного совместного предприятия, нередко образовывается наблюдательный совет. Данное предпринимательское образование по своему организационному построению практически не отличается от консорциума. Различия касаются только количественного и качественного состава участников. Договорные совместные предприятия всегда объединяют значительно меньше участников по сравнению с консорциумом и этими участниками являются предприятия из разных стран. Как свидетельствует опыт, договорное совместное предприятие не является устойчивым предпринимательским образованием. Его участники, объединяясь, преследуют, как правило, разные цели. И как только эти цели достигаются, договорные совместные предприятия чаще всего прекращают свое существование.

Транснациональные корпорации (ТНК) являются сложными международными предпринимательскими образованиями, чьи зарубежные операции по крайней мере равны их внутреннему обороту. По объему продаж ТНК распределяются на три группы: крупные, имеющие годовой оборот от 10 до 100 млрд дол. и выше; средние, с годовым оборотом от 1 до 10 млрд дол.; малые, годовой оборот которых исчисляется в сотнях миллионов долларов.

Главной особенностью ТНК является их интернациональный, а не национальный характер. Для них главное — это репутация и имидж международной компании, что необходимо учитывать при взаимодействии с ними. ТНК имеют, как правило, штаб-квартиру в какой-либо одной стране и множество филиалов и совместных предприятий (последние открываются там, где филиал не имеет статуса юридического лица) во многих странах мира, что резко повышает ее конкурентоспособность и дает дополнительные возможности в бизнесе по сравнению с компаниями, действующими в пределах национальных границ. При этом влияние головной компании на мировом рынке не ограничивается только контролем за деятельностью филиалов и совме-



Организационные основы бизнеса


стных предприятий, а простирается значительно шире, так как большинство филиалов и совместных предприятий «обрастают» значительным количеством дочерних компаний. Для повышения их управляемости нередко создаются региональные отделения, которые контролируют деятельность всех предприятий ТНК, расположенных на конкретных территориях.

ТНК имеет тенденцию к централизованному контролю над каждым своим филиалом и совместным предприятием. Она проявляется в том, что головная компания всегда назначает руководителей филиалов и своих представителей в советы директоров совместных предприятий. С другой стороны, во многих ТНК существуют правила, что тот из служащих, кто стремится получить высокую менеджерскую должность в головной компании, должен обязательно поработать хотя бы непродолжительное время во всех основных региональных отделениях. Считается, что только в этом случае приобретаются необходимые знания и специфический опыт, которые и позволяют успешно управлять и контролировать всю сеть предприятий, входящих в состав данной предпринимательской структуры. Не случайно многие западные эксперты считают, что ТНК, успешно преодолевая межгосударственные барьеры, становятся сегодня наиболее важным фактором развития мировой экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: