Вслед за созданием Ставки было сформирова- но совместное совещание правительства со Ставкой (со- вет по связи правительства со Ставкой). В задачу этого совещания входило согласование вопросов государствен- ной и военной политики. Эти совместные совещания со- зывались на основе договоренности правительства и вер- ховного командования и не были законодательно утверж- дены, как, например, заседания кабинета.
Правительство перед принятием какого-либо реше- ния выносило его на обсуждение кабинета министров, и только после одобрения последним оно считалось принятым. Однако при существовавшей в то время практике пункты, имеющие отношение к военным воп- росам, из решения кабинета исключались.
Что касается военных мероприятий, то они разраба- тывались генеральным штабом и морским генеральным штабом самостоятельно, хотя начальники этих штабов с необходимым аппаратом были представлены в едином органе — Ставке.
Таким образом, совместные заседания правительства и Ставки никакими юридическими правами не обладали. Их решения носили характер простой договоренности. Наиболее важные докладывались императору, и он давал свое согласие на проведение намеченных мероприятий. Часто случалось, что императору докладывали раздель- но: премьер-министр — вопросы государственной поли- тики, а начальники генеральных штабов — вопросы во- енной политики.
|
|
Состав совещания не был постоянным. От правитель- ства присутствовали: премьер-министр, министры инос- транных дел, военный и военно-морской. От военного руководства — начальники генеральных штабов. Кроме того, в качестве непостоянных членов принимали учас- тие министр финансов и начальник главного управления планирования, а в случае необходимости и другие члены кабинета министров.
При совещании имелся секретариат. Это был рабочий орган, который готовил проекты документов для обсуж- дения. Проекты, выносимые на обсуждение, докладыва- лись в зависимости от обстановки от имени правитель- ства или Ставки. Если проект вносился от имени Ставки, он предварительно должен был получить одобрение пред- ставителей Ставки от армии и флота. В свою очередь, про- екты Ставки должны были быть одобрены также воен- ным и военно-морским министрами на заседании Став- ки. Следовательно, фактически проекты Ставки носили характер совместных документов министерств армии и флота и верховного командования сухопутных сил и во- енно-морского флота. Для предварительного согласова- ния разработанных проектов мероприятий требовалось много времени, к тому же обычно шли горячие споры по отдельным пунктам подготовленных документов.
|
|
Таким образом, в Японии хотя и считалось, что ме- роприятия по руководству войной разрабатываются со- вместно армией, флотом и правительством, фактически же единства и согласованности в этих вопросах не было.
В правительстве были также образованы советы че- тырех и пяти министров. Эти советы были представле- ны наиболее влиятельными членами кабинета и об-
суждали особо важные вопросы государственной поли- тики, после чего они согласовывали их с министрами армии и флота, приходили к единому мнению, а мини- стры уже должны были эти решения отстаивать на засе- даниях Ставки.
Так, например, в ноябре 1940 года вновь назначен- ные на руководящие посты представители верховного командования армии и флота созвали экстренное сове- щание и предложили выработать единое мнение по го- сударственным и военным вопросам. 20 ноября 1940 года на совете пяти министров обсуждалось требование вер- ховного командования. Было решено еженедельно, по четвергам, проводить традиционные совещания не в императорском дворце, а в резиденции премьер-мини- стра. Было также решено, что на очередном совещании следует обсудить вопросы руководства войной. Наряду с такими совещаниями проводились традиционные еже- недельные совещания Ставки и правительства по обме- ну информацией. На них кроме членов совещания при- сутствовали начальники отделов информации (разведки) генеральных штабов армии и флота и ответственные сотрудники министерства иностранных дел.
В июне 1941 года, когда с началом войны Германии с Советским Союзом обострилась внутренняя и меж- дународная обстановка и был сформирован третий ка- бинет Коноэ, совещания активизировались и вновь были перенесены в императорский дворец.
В положении о совете по связи правительства со Став- кой говорилось, что он существует до тех пор, пока об- становка не будет свидетельствовать о приближении окон- чания войны. В июле 1944 года был сформирован каби- нет Коисо. Совет переименовали в Высший совет по руководству войной и внесли соответствующие измене- ния в положение о нем. Более того, премьеры Коисо и Судзуки, как бывшие военные, пользовались на совете особыми привилегиями, как военный и военно-морской министры, они присутствовали на совещаниях Ставки, где обсуждались вопросы использования вооруженных сил в войне, и на оперативных совещаниях представителей Ставки от армии и флота.
Как уже отмечалось, важные решения совещания докла- дывались императору и получали его санкцию. Особо от- ветственные решения, как правило, должны были об- суждаться на совете с участием императора. На этих за- седаниях присутствовали те же высокопоставленные лица, что и на советах по связи правительства со Ставкой. Прав- да, на заседаниях совета с участием императора бывали обычно заместители главнокомандующих армии и фло- та, а также председатель Тайного совета. Присутствие последнего определялось тем, что требовалось зачастую давать разъяснение на запросы императора по отдельным важным вопросам государственной политики. Кроме того, присутствие председателя Тайного совета придава- ло больший вес заседанию.
На заключительных заседаниях совета с участием императора проводился обмен мнениями между пред- седателем Тайного совета, представителями правитель- ства и верховного командования.
Участие императора на заседаниях совета ограничи- валось его разрешением на обсуждение проекта после того, как заседание официально открывалось. Исключе- нием явилось заседание 6 сентября 1941 года, а также заседание, на котором император сделал заявление об окончании войны.
ГЛАВА II
ОСНОВЫ
ВОЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
1. Программа национальной обороны, общие принципы боевого использования войск, ежегодные оперативные планы
|
|
Наличие плана национальной обороны явля- ется непременным условием существования любого го- сударства. В современных условиях план национальной обороны должен включать мероприятия в области поли- тической и военной стратегии, то есть предусматривать
политическую, экономическую и военную стороны дея- тельности государства по укреплению своей обороны. Следовательно, это дело не только военного руководства. Это вопрос общегосударственный, решением которого занимаются еще в мирное время.
Япония в силу специфики государственной струк- туры не имела общего плана национальной обороны. Военное руководство разрабатывало программу наци- ональной обороны, общие принципы боевого исполь- зования войск и ежегодные оперативные планы.
После русско-японской войны в 1907 году японское верховное командование впервые приняло «Програм- му национальной обороны империи». Она разрабаты- валась начальником генерального штаба и начальником морского генерального штаба, получила санкцию им- ператора; о ней был поставлен в известность премьер- министр. Программа предусматривала защиту интере- сов Японии на континенте, имелось в виду, что потен- циальным противником Японии будет Россия. Она предусматривала использование сухопутных войск и военно-морского флота. Последний должен был дей- ствовать против флота России, а также флотов Амери- ки и Франции.
Впоследствии в 1919, 1923 и 1936 годах с изменением международной обстановки вносились соответствующие изменения и в программу. В качестве ее составной части разрабатывались основы боевого использования сухопут- ных войск и военно-морского флота.
Ежегодные оперативные планы начали разрабатывать- ся верховным командованием видов вооруженных сил с
1907 года. В этих планах конкретизировались мероприя- тия программы национальной обороны и общие принци- пы боевого использования войск. Ежегодно планы кор- ректировались. Разработка их заканчивалась к октябрю текущего года. В плане предусматривались мероприятия по укреплению и использованию войск на следующий финансовый год (с апреля по март). Эти планы обычно докладывались императору. Особое место в них уделя- лось военным действиям против России, а с 1917 года против Советского Союза.
|
|
В период войны на Тихом океане Японии пришлось встретиться с объединенными силами США, Англии, Гол- ландии и Китая. Возникла необходимость снять часть су- хопутных войск с важных рубежей на границе СССР и перебросить их в районы военных действий. Положение осложнялось еще и тем, что было решено ни в коем слу- чае не прекращать войну. Ведение военных действий про- тив коалиции четырех держав не входило в расчет Япо- нии. Верховное командование Японии к детальному изу- чению плана возможных действий против США, Англии и Голландии приступило только в конце 1940 года.