Органы руководства войной

Вслед за созданием Ставки было сформирова- но совместное совещание правительства со Ставкой (со- вет по связи правительства со Ставкой). В задачу этого совещания входило согласование вопросов государствен- ной и военной политики. Эти совместные совещания со- зывались на основе договоренности правительства и вер- ховного командования и не были законодательно утверж- дены, как, например, заседания кабинета.

Правительство перед принятием какого-либо реше- ния выносило его на обсуждение кабинета министров, и только после одобрения последним оно считалось принятым. Однако при существовавшей в то время практике пункты, имеющие отношение к военным воп- росам, из решения кабинета исключались.

Что касается военных мероприятий, то они разраба- тывались генеральным штабом и морским генеральным штабом самостоятельно, хотя начальники этих штабов с необходимым аппаратом были представлены в едином органе — Ставке.


Таким образом, совместные заседания правительства и Ставки никакими юридическими правами не обладали. Их решения носили характер простой договоренности. Наиболее важные докладывались императору, и он давал свое согласие на проведение намеченных мероприятий. Часто случалось, что императору докладывали раздель- но: премьер-министр — вопросы государственной поли- тики, а начальники генеральных штабов — вопросы во- енной политики.

Состав совещания не был постоянным. От правитель- ства присутствовали: премьер-министр, министры инос- транных дел, военный и военно-морской. От военного руководства — начальники генеральных штабов. Кроме того, в качестве непостоянных членов принимали учас- тие министр финансов и начальник главного управления планирования, а в случае необходимости и другие члены кабинета министров.

При совещании имелся секретариат. Это был рабочий орган, который готовил проекты документов для обсуж- дения. Проекты, выносимые на обсуждение, докладыва- лись в зависимости от обстановки от имени правитель- ства или Ставки. Если проект вносился от имени Ставки, он предварительно должен был получить одобрение пред- ставителей Ставки от армии и флота. В свою очередь, про- екты Ставки должны были быть одобрены также воен- ным и военно-морским министрами на заседании Став- ки. Следовательно, фактически проекты Ставки носили характер совместных документов министерств армии и флота и верховного командования сухопутных сил и во- енно-морского флота. Для предварительного согласова- ния разработанных проектов мероприятий требовалось много времени, к тому же обычно шли горячие споры по отдельным пунктам подготовленных документов.

Таким образом, в Японии хотя и считалось, что ме- роприятия по руководству войной разрабатываются со- вместно армией, флотом и правительством, фактически же единства и согласованности в этих вопросах не было.

В правительстве были также образованы советы че- тырех и пяти министров. Эти советы были представле- ны наиболее влиятельными членами кабинета и об-


суждали особо важные вопросы государственной поли- тики, после чего они согласовывали их с министрами армии и флота, приходили к единому мнению, а мини- стры уже должны были эти решения отстаивать на засе- даниях Ставки.

Так, например, в ноябре 1940 года вновь назначен- ные на руководящие посты представители верховного командования армии и флота созвали экстренное сове- щание и предложили выработать единое мнение по го- сударственным и военным вопросам. 20 ноября 1940 года на совете пяти министров обсуждалось требование вер- ховного командования. Было решено еженедельно, по четвергам, проводить традиционные совещания не в императорском дворце, а в резиденции премьер-мини- стра. Было также решено, что на очередном совещании следует обсудить вопросы руководства войной. Наряду с такими совещаниями проводились традиционные еже- недельные совещания Ставки и правительства по обме- ну информацией. На них кроме членов совещания при- сутствовали начальники отделов информации (разведки) генеральных штабов армии и флота и ответственные сотрудники министерства иностранных дел.

В июне 1941 года, когда с началом войны Германии с Советским Союзом обострилась внутренняя и меж- дународная обстановка и был сформирован третий ка- бинет Коноэ, совещания активизировались и вновь были перенесены в императорский дворец.

В положении о совете по связи правительства со Став- кой говорилось, что он существует до тех пор, пока об- становка не будет свидетельствовать о приближении окон- чания войны. В июле 1944 года был сформирован каби- нет Коисо. Совет переименовали в Высший совет по руководству войной и внесли соответствующие измене- ния в положение о нем. Более того, премьеры Коисо и Судзуки, как бывшие военные, пользовались на совете особыми привилегиями, как военный и военно-морской министры, они присутствовали на совещаниях Ставки, где обсуждались вопросы использования вооруженных сил в войне, и на оперативных совещаниях представителей Ставки от армии и флота.


Как уже отмечалось, важные решения совещания докла- дывались императору и получали его санкцию. Особо от- ветственные решения, как правило, должны были об- суждаться на совете с участием императора. На этих за- седаниях присутствовали те же высокопоставленные лица, что и на советах по связи правительства со Ставкой. Прав- да, на заседаниях совета с участием императора бывали обычно заместители главнокомандующих армии и фло- та, а также председатель Тайного совета. Присутствие последнего определялось тем, что требовалось зачастую давать разъяснение на запросы императора по отдельным важным вопросам государственной политики. Кроме того, присутствие председателя Тайного совета придава- ло больший вес заседанию.

На заключительных заседаниях совета с участием императора проводился обмен мнениями между пред- седателем Тайного совета, представителями правитель- ства и верховного командования.

Участие императора на заседаниях совета ограничи- валось его разрешением на обсуждение проекта после того, как заседание официально открывалось. Исключе- нием явилось заседание 6 сентября 1941 года, а также заседание, на котором император сделал заявление об окончании войны.

ГЛАВА II

ОСНОВЫ

ВОЕННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

1. Программа национальной обороны, общие принципы боевого использования войск, ежегодные оперативные планы

Наличие плана национальной обороны явля- ется непременным условием существования любого го- сударства. В современных условиях план национальной обороны должен включать мероприятия в области поли- тической и военной стратегии, то есть предусматривать


политическую, экономическую и военную стороны дея- тельности государства по укреплению своей обороны. Следовательно, это дело не только военного руководства. Это вопрос общегосударственный, решением которого занимаются еще в мирное время.

Япония в силу специфики государственной струк- туры не имела общего плана национальной обороны. Военное руководство разрабатывало программу наци- ональной обороны, общие принципы боевого исполь- зования войск и ежегодные оперативные планы.

После русско-японской войны в 1907 году японское верховное командование впервые приняло «Програм- му национальной обороны империи». Она разрабаты- валась начальником генерального штаба и начальником морского генерального штаба, получила санкцию им- ператора; о ней был поставлен в известность премьер- министр. Программа предусматривала защиту интере- сов Японии на континенте, имелось в виду, что потен- циальным противником Японии будет Россия. Она предусматривала использование сухопутных войск и военно-морского флота. Последний должен был дей- ствовать против флота России, а также флотов Амери- ки и Франции.

Впоследствии в 1919, 1923 и 1936 годах с изменением международной обстановки вносились соответствующие изменения и в программу. В качестве ее составной части разрабатывались основы боевого использования сухопут- ных войск и военно-морского флота.

Ежегодные оперативные планы начали разрабатывать- ся верховным командованием видов вооруженных сил с

1907 года. В этих планах конкретизировались мероприя- тия программы национальной обороны и общие принци- пы боевого использования войск. Ежегодно планы кор- ректировались. Разработка их заканчивалась к октябрю текущего года. В плане предусматривались мероприятия по укреплению и использованию войск на следующий финансовый год (с апреля по март). Эти планы обычно докладывались императору. Особое место в них уделя- лось военным действиям против России, а с 1917 года против Советского Союза.


В период войны на Тихом океане Японии пришлось встретиться с объединенными силами США, Англии, Гол- ландии и Китая. Возникла необходимость снять часть су- хопутных войск с важных рубежей на границе СССР и перебросить их в районы военных действий. Положение осложнялось еще и тем, что было решено ни в коем слу- чае не прекращать войну. Ведение военных действий про- тив коалиции четырех держав не входило в расчет Япо- нии. Верховное командование Японии к детальному изу- чению плана возможных действий против США, Англии и Голландии приступило только в конце 1940 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: