Изменение национального потенциала и перспективы на будущее

Оглядываясь на прошлое, можно сказать, что одной из причин, побудивших Японию начать войну за Великую Восточную Азию, было стремление вырваться из петли экономического удушения, затягиваемой лаге- рем стран АВКД (Америка, Великобритания, Канада и доминионы), и сохранить право на жизнь. В начальный период войны казалось, что это стремление Японии осу- ществимо, но по мере развития военных действий надеж- ды Японии начали таять.

Вопрос об изменении экономического потенциала страны и о перспективах на будущее обсуждался на тре- тьем заседании Высшего совета 11 августа. Единая точ- ка зрения была достигнута по следующим вопросам: эко- номический потенциал страны неуклонно падает; глав- ной причиной этого являются вопреки предположениям огромные потери в судах торгового флота от действий подводных лодок противника. Эти потери значительно превосходили судостроительные возможности, а возра- стающее количество мобилизуемых для армии и ВМФ судов еще более снижало перевозочные способности торгового флота. Происходило также основательное со- кращение сделанных ранее запасов материальных ресур- сов.

Национальный потенциал снижался, а потребности в военных поставках неуклонно возрастали, и удовлетво- рить их можно было только за счет сокращения потреб- ностей гражданского населения. И хотя в то время кое- как удавалось поддержать уровень снабжения основны- ми видами продуктов, все же подавляющая часть отраслей промышленности постепенно сокращала или совсем пре- кращала производство продукции. Даже военная промыш-


ленность, которая достигла апогея к началу 1944 года, впоследствии начала сокращать производство.

Таким образом, на четвертый год войны — к концу

1944 года — можно было определенно признать, что на- циональный потенциал снижается. Перспективы на 1945 год в этом отношении свидетельствовали, что в сравне- нии с 1944 годом экономические возможности страны значительно уменьшаются, соответственно упадет и во- енный потенциал. Это приобретет особую остроту, если наступит момент, когда станет невозможной доставка богатых ресурсов из стран Южных морей. Недостаток в снабжении жидким топливом станет наиболее чувстви- тельным ударом для транспорта и промышленности; алю- миниевая промышленность также сократит свое произ- водство. Выход предполагалось найти за счет использо- вания ресурсов Японии, Маньчжурии и Китая, но даже и это в широких масштабах не дало бы положительных ре- зультатов. Естественно, что сохранение коммуникаций с захваченными южными районами должно было быть глав- ным условием; и если бы пришлось отказаться от нефти из южных районов, то это оказало бы решающее влияние на последующий ход войны.

Возможности морского транспорта. С начала войны и по июль 1942 года было построено новых судов 2090 тыс. гросстонн1, потери — 4,5 млн. т. Таким образом, потери в 2,5 раза превышают восполнение за счет нового судо- строения.


Разница в перспективном планировании


Таблица 21


и фактическом состоянии торгового флота (тыс. т)

  Годы Перспективное плани- рование перед войной Планы на начало каждого года (А) Фактическое   % Б:A
         
         
         
   
состояние (Б)

1 Гросcтонна равна 1016 кг.


Возможности железнодорожного транспорта. Во избе- жание потерь с декабря 1942 года перевозки стали осу- ществляться железнодорожным транспортом через Юж- ную Корею; возможности доставки сырьевых ресурсов из Маньчжурии к тому времени достигли своего предела. Для дальнейшего увеличения поставок материалов мож- но было бы перевозить из Сахалина и Хоккайдо такие ресурсы, как уголь и алюминиевые сланцы, однако осу- ществить это без увеличения провозной способности же- лезных дорог Сахалина, Хоккайдо и Южной Кореи ока- залось бы затруднительным (табл. 22).

Внутри страны особое внимание обращалось на уве- личение перевозок по железным дорогам угля, главным образом железнодорожными паромами между Хакодате и Аомори, а также по туннелю под Симоносекским про- ливом. Объем железнодорожных перевозок все возрас- тал, но строительство и ремонт подвижного состава зна- чительно отставали от потребностей, поэтому после 1945 года почти невозможно было рассчитывать на увеличе- ние перевозок (табл. 23, 24, 25).

Таблица 22

План перевозок грузов по железным дорогам (тыс. т)

Год Сахалин — Хоккайдо Из Маньчжурии Из Кореи Всего

1942 270 1200 — 1470

1943 380 1480 — 1860

1944 1350 3210 580 5140


Перевозки по железным (% к 1941 г.)


Таблица 23


  Год Общий объем перевозок   Тонно-километры   Перевозки угля
       
       
       
1944 (расч.)      

Перевозки угля между Симоносеки и Модзи и между Хакодате и Аомори (тыс. т)


Таблица 24


Год Симоносеки — Модзи Аомори — Хакодате
     
     
     
1944 (расч.)    

Таблица 25


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: