Глава 5. Техники семейной терапии

При самораскрытии психотерапевту необходимо избегать поучений. Кли­енту предлагается реальный случай из жизни психолога с сопутствующими ему неудачами, глупостью, непоследовательностью, колебаниями — всем тем, че­рез что проходит живой, не «книжный» человек. Пример психолога не должен содержать однозначных моральных оценок, не должен сводиться к изложению общеизвестных теоретических положений или быть иллюстрацией из учебни­ка. У клиента должна быть возможность сделать собственные выводы из рас­сказа психолога.

Техника самораскрытия позволяет добавить в процесс консультирования два важных терапевтический фактора. Первый из них — вселение надежды в кли­ента. Клиент зачастую испытывает облегчение, когда узнает, что казавшаяся безнадежной ситуация успешно решена другим человеком. Второй фактор — универсальность переживаний. Когда терапевт делится своими чувствами, кли­ент становится свидетелем того, что подобные ситуации бывают в жизни дру­гих людей, что остальные тоже страдают, ревнуют, совершают попытки суици­дов, изменяют, фантазируют на табуированные темы, ощущают одиночество и беспомощность.

Самораскрытие — это всегда риск для психолога. Для того, чтобы саморас­крытие было успешным, нужно соблюдение некоторых условий. Во-первых, хороший терапевтический контакт с клиентом; во-вторых, восприятие клиен­том психолога как компетентного человека; в-третьих, эквивалентность рас­сказа психолога ситуации клиента, то есть достаточное количество сходных элементов между одной и другой проблемой. Последнее — техника должна быть уместной. В этом случае клиент может использовать полученную информацию как модель для подражания. Несмотря на все сложности данной техники, ее адекватное использование ведет к облегчению состояния клиента, увеличению степени доверия к психотерапевту, к сокращению дистанции.

Различные системы психотерапии и консультирования используют пере­численные микротехники в разных «пропорциях». Квалификация психотера­певта складывается из понимания общей структурной модели консультирова­ния и компетентности в микротехниках, а также умения применять все свои знания и навыки с учетом индивидуальных и культурных особенностей семьи.

В заключение отметим, что успешность психотерапии достигается множе­ственностью и жанрово-стилевой неспецифичностью языков консультативного взаимодействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: