Участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Все вышеперечисленные участвуют в гражданских правоотношениях наравне с другими субъектами гражданского права. Особенности их участия в гражданском обороте:
они не используют свои публично-властные полномочия; к отношениям с их участием применяются нормы, относящиеся к юридическим лицам, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов; от имени данных субъектов права и обязанности приобретают их органы либо специально уполномоченные на то граждане и юридические лица; указанные субъекты участвуют в таких специфичных гражданско-правовых отношениях, как изъятие в доход Российской Федерации всего полученного по некоторым недействительным сделкам, принудительным сделкам, от принудительного выкупа памятников истории и культуры, от приватизации; по своим обязательствам они отвечают всем своим имуществом, кроме имущества, закрепленного за унитарными предприятиями или изъятого из оборота; они несут ответственность за незаконные действия их органов и должностных лиц.
Данные субъекты являются публично-правовыми образованиями. Они не носят статуса ЮЛ, однако при участии в гражданско-правовых отношениях к ним применяются правила о ЮЛ, если иное не определено законом. Эти субъекты так же как и ЮЛ обладают организационным единством, должны быть имущественно обособлены, по своим долгам и обязательствам несут имущественную ответственность, правоспособность этих субъектов – специальная, т.к. случаи их участия в гражданско правовых отношениях указаны в законе.
В их имуществе выделяют казну, то есть имущество, не распределенное между государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями. В имущественные отношения они вступают ч/з свои органы. Виды отношений ППО:
- Вещные правоотношения. Гос-во и муниципалитеты являются субъектами отношений собственности, их собственность может быть: нераспределённой (исключительной), а значит находящейся во владении только этих субъектов для обеспечения их властно-надзорных функций (казна, бюджетные и внебюджетные фонды);
распределённой, та которая принадлежит гос-ву или муниципалитету, но для целей хозяйствования передана на праве хоз.ведения или опер.управления специально созданным коммерческим ЮЛ именуемым – государственные и муниципальные унитарные преприятия.
Имущество принадлежащее на праве собственности гос-ву или мун-ту может быть передано и учреждениям как некоммерческим ЮЛ на праве опер.управления;
- Корпоративные отношения. Гос-во может быть учредителем АО;
- Охранительные гражданско-правовые отношения (деликтные) – где государство или муниципалитет выступает в качестве причинителя вреда в лице их должностных лиц и органов ст.1069, 1070;
- Договорные обязательства: поставка товаров для гос.нужд, подрядные работы и т.д. Кроме того гос-во и мун-ет могут быть участниками любых договорных отношений,если нет на то запрета закона.
- Отношения в сфере наследства (только гос-во) оно м/б наследником по завещанию и выступать в последствии собственником вымороченного имущества (которое не имеет наследников и после годичного срока поступает в собственность гос-ва).