ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Развитие интереса к культурным ценностям и традициям своего народа.через интеграцию предметов: художественного труда, чтение художественной литературы, музыки.
ЗАДАЧИ: ОБУЧАЮЩИЕ:
· Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции(кукла-игрушка, кукла-оберег).
· Через игрушку продолжать знакомить с историей Руси, традициями.
· Познакомить детей с изготовлением традиционной «куклы – скрутки».
РАЗВИВАЮЩИЕ:
· Развивать мелкую моторику рук.
· Развивать внимание, творческие способности детей.
· Развивать эмоциональность, чувство прекрасного.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
· Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры.
· Воспитывать желание самим сделать тряпичную куклу.
· Воспитывать терпеливость, усидчивость.
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ: безликая, скрутка, оберег.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
Сундучок, куклы современные и тряпичные; заготовки из ткани для изготовления куклы.
НЕПОСРЕДСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Педагог. Ребята к нам пришли гости. А мы гостям всегда рады. Какими словами мы встречаем гостей?
|
|
Ответы детей: Здравствуйте.
Мы рады вас видеть.
Добро пожаловать.
Проходите, пожалуйста.
Педагог. Как много хороших добрых слов вы сказали, а в ответ, посмотрите, получили много ласковых улыбок и сияющих глаз. Ведь недаром говорится «Чем больше человек делает добро, тем больше он получает в ответ».
А теперь: Уши слушают – и все слышат.
Глаза смотрят – и всё видят.
Ноги – руки не мешают.
А голова хорошо думает.
О чём мы будем беседовать, вы узнаете, отгадав загадку:
Волосы льняные,
Глазки голубые.
И обуты ножки
В синие сапожки.
На красавице - пальто.
Догадались? Это кто? (кукла)
Есть ноги, а не ходит.
Есть рот, но не говорит.
Доставляет детям радость, но сама
радоваться не может.
Кто это? (кукла)
Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно. (кукла)
Я своей подружке Кате
Одеваю утром платье.
Одеваю ей сапожки
На резиновые ножки
И веду по переулку
Утром Катю на прогулку. (кукла)
Педагог. Скажите, а для чего нужны куклы? Из какого материала сделана эта кукла? (пластмасса). Я заметила, что тут сундучок стоит, да не простой, а волшебный... И указание есть, как его открыть:
- Фу - ты, ну – ты, лапти гнуты,
Сундучок, сундучок,
Открывай свой бочок!
- Кто запомнил заветные слова?
- Давайте вместе скажем, ласково, как в старину разговаривали с вещами.
Открываю сундучок (достаю несколько кукол: тряпичные, соломенные, глиняные и другие).
Педагог. Скажите, а такие куклы у вас есть?
- Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)
Посмотрите на современную куклу и на эти... А теперь, подумайте и скажите, отличаются ли эти куклы друг от друга? Ответы детей (есть лицо, волосы, сделаны из разных материалов)
|
|
Педагог. Таких кукол не покупали, родители сами мастерили своим детям из подручного материала: тряпочек, соломы, бересты, глины, дерева и наряжали.
- Как вы думаете, что означает слово ПОДРУЧНЫЙ материал?
Правильно, который всегда под рукой.
- А сейчас поиграем в игру: «Какая кукла»
Дети становятся на ковре полукругом, воспитатель кидает мяч и говорит:
Педагог. Кукла сделана из глины, какая она? (глиняная)
-из резины...
- из дерева...
- из ткани...
- из соломы...
- из бересты...
- из пластмассы...
- из бумаги...
- Поиграли, отдохнули, а сейчас, ребята, я предлагаю вам, перенестись в то время и окунуться в ту атмосферу. Я предлагаю девочкам одеть платочки, а мальчикам завязать пояски. Присаживайтесь поудобнее.
- ДАВНЫМ давно на Руси была такая присказка:
В каждом доме, в каждой хате,
на крылечке, на полатях
кукла сидит во все стороны глядит.
И действительно в крестьянских семьях таких самодельных кукол было много. Их не бросали, не ломали, а берегли, хранили в сундуках. Почему их было много, я вам расскажу. Сейчас родители покупают детям 1-2 для игры, а раньше мастерили не только игровые куклы, но и куклы обереги. Мы с вами знаем, что все тряпичные куклы делались без лица. Вот и обереговые куклы наряжали, но лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Такая безликая кукла была защитницей от всех бед и несчастий. Её так и называли «берегиня» - от слова ОБЕРЕГАТЬ.
Вот ребята, мы с вами услышали 2 новых слова: безликая и оберегать.
- Как называли такую куклу?
- Почему у куклы не было лица?
-Ребята, сейчас я вам расскажу о нескольких обереговых куклах.
ДЕНЬ – НОЧЬ оберегала жилище, была двуликая, то есть имела
два лица. Рано утром поворачивали светлой стороной на «день», а вечером – тёмной «на
ночь», приговаривали: «День прошёл спокойно, слава богу, пусть ночь так же пройдёт»
ТРАВНИЦА – мешочек из разных лечебных трав. Ребёнок играл,такая кукла излечивала от болезней.
ЗЕРНОВУШКА – наполняли куклу зерном свежего урожая и хранили до нового посева. Считалось, что такая игрушка оберегает силой МАТУШКИ ЗЕМЛИ.
- А давайте вспомним какая русская народная сказка поведала нам про куклу оберег (Василиса Прекрасная)
- Вспомните, что дала матушка Василисе?
- Зачем она дала куколку?
- Получив по наследству куклу, Василиса приобрела помощницу, которая всегда выручала из беды.
-Давайте, мы с вами попробуем сделать обереговую куклу своими руками.
-Посмотрите, какая интересная куколка. Это кукла скрутка. После рождения младенца, такую куклу вешали над колыбелькой. Считалось, что эта куколка отгоняет всякую злую силу и оберегает ребенка. Когда малыш подрастал, ему отдавали куклу играть. Для изготовления кукол Скруток обычно использовали яркие разноцветные ткани и нитки, поэтому они получались яркими и веселыми. Ребенку они заменяли погремушки, так как часто их делали связками по три или пять куколок.
- Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю, и у вас получится. В старину долгими зимними вечерами вся семья садилась за рукоделие. Электричества не было и приходилось работать при свечке, поэтому важно было хорошее зрение.
- А теперь я вам покажу, как сделать куклу – скрутку.
Делают её из двух ярких кусочков ткани.
Сначала берем полоску ткани для туловища. Каждую длинную стороуыще раз сгибаем пополам к середине и получаем длинную скрутку для туловища куклы.Полученную скрутку перегибаем пополам и, отступив от сгиба примерно на одну треть, перевязываем ниткой туловище. Получилась головка куклы.
|
|
Берем полоску ткани для рук и скручиваем тугой рулон вдоль короткой стороны.
Получилась скрутка для ручек. С каждой стороны перетягиваем скрутку ниткой, отступив от краев примерно 1 см. Таким образом оформляем ладошки у куклы.
Теперь скрутку – рулон вкладываем между полосками скрутки-туловища под головой куколки. Перевязываем куклу по талии ниткой.Завязываем поясок. Вверх куклы можно продеть нитку, чтобы куклу можно было подвесить.
Вот все куколки подружки.
Не похожи друг на дружку.
В сарафанах распрекрасных
Эти куклы наши!
Педагог. Как называется кукла?
- Что сначала делают, потом и т.д.?
- Полюбуйтесь, какие замечательные куклы получились.
- Подумайте и скажите, оберегоные куклы от чего оберегали?
(оберегать детей от болезней, от напастей)
- Правильно, а ещё такую куклу, если ребёнок спал, мать подвешивала в люльку к младенцу, чтобы спал крепко и приговаривала: «Сонница – бессонница не играй моимдитятком, а играй этой куколкой».
-Давайте споём колыбельную своим куколкам:«Ой,люшеньки».
Педагог. Ну что, ребята, наша куколка заснула.Скажите, что вы нового узнали?
-Почему народная кукла была безликой?
-Чем отличается современная кукла от тряпичной?Обратите внимание на девушку в синем сарафане. Я предлагаю вам, если понравилось наше сегодняшнее творчество, украсить сарафан жёлтыми цветами.
-Скажите, что вам больше всего понравилось?
Пришла пора всем куколкам
В дорогу собираться.
А с вами мне, ребята
Пришла пора прощаться
Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда,
Что было создано с любовью их руками!
- Всем спасибо! Мне было сегодня очень приятно работать с такими умными, умелыми, талантливыми ребятами. До свидания!