Речь – это социальное явление и развивается в актах коммуникаций, т.е. в общении. Общение определяется как взаимодействие двух и более людей для передачи информации, налаживания контактов, достижения результатов и т.д.
Общение тесно связано с деятельностью, в процессе которой у ребенка развивается речь.
Ведущая деятельность:
- На первом году жизни ведущей деятельностью является манипулятивная деятельность
- От 2-х до 3-х – предметно-практическая деятельность: игрушки, куклы
- От 3-х до 7-ми – игровая
- От 7-ми до 16-ти – учебная
- От 16-ти и далее – трудовая
По мнению П.И. Ломова общение тоже является деятельностью человека
Этапы развития речи связаны с ведущей деятельностью ребенка и общением со взрослыми людьми (по исследованию психолога М.И. Лисиной).
На первом году жизни ребенок воспринимает речь взрослого и откликается на нее с помощью предречевых локализаций – «гуканья», «гуления» и «лепета». Ребенок сообщает о своем состоянии: о благополучии или дискомфорте. Это первый этап и форма общения называется – ситуативно-личностной.
|
|
Предметно-практическая деятельность всегда сопровождается речью. Взрослый показывает действия с предметом и комментирует их. Наступает второй этап общения и форма общения – ситуативно-деловая. На этом этапе взрослый использует похвалу к действиям ребенка. В совместных со взрослым действиях и в самостоятельной деятельности у ребенка развиваются зрительно-моторные координации: ребенок смотрит на предмет, выполняет с ним действия, сравнивает свои действия с действиями взрослого, повторяет их и постепенно усваивает. Во время этой деятельности он слушает комментарии взрослого – развивается слуховое восприятие, слуховое внимание, слуховая память. Подражая речи взрослого, ребенок комментирует речью свои действия, поскольку уже имеется достаточно лексикона и способность строить грамматические конструкции. С 2х лет у ребенка появляются нераспространенные и распространенные предложения (Напр.: Мальчик сидит). К 3-м годам появляются сложные предложения: ССП с противительными союзами «а», «но». Несколько позднее с сочинительным союзам «и», а так же СПП, выражающие причинно-следственные, временные и пространственные отношения.