Нейропсихологическое исследование

Решение задач, стоящих перед ПМПК при обследовании детей, сделало необходимым не только установление самого факта того или иного нарушения развития, но и определение его механизма. Важно выявить структуру, качественную специфику состояния, чтобы дать прогноз и рекомендации для проведения адекватной коррекционной работы с ребенком.

Решению этих задач помогает использование нейропсихологических методик, которые способны нащупать наименее внешне выраженные отклонения высших психических функций и выявить их связь с определенными мозговыми структурами. Нейропсихологическое обследование проводится только психологом, прошедшим специальную подготовку.

Как показывает практика работы психолого-медико-педагогических комиссий, у специалистов еще много трудностей при комплектовании специальных учреждений. Хотя арсенал имеющихся психолого-педагогических методик достаточно велик, многие из них нуждаются в уточнении. Необходимо продолжать работу по апробированию заданий, позволяющих полнее раскрыть особенности обследуемого ребенка. При этом важно, чтобы задания-методики были не просто констатирующими (как традиционные тесты), а обучающими, направленными на формирование новых умственных действий, выявляющими «зону ближайшего развития» детей. Требуется дальнейшая разработка и обоснование критериев, которые могли бы стать основой дифференциальной диагностики умственной отсталости и сходных состояний.

Следует всегда помнить о социальной природе человеческой психики, о том, что познавательные способности являются продуктом прижизненного формирования, а потому и изучаться должны в условиях их становления в разных видах деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т.5. — С. 257–321.

2. Дети-сироты: Консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. — М., 1998.

3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. Гл. III. — М., 1995.

4. Забрамная С.Д. От диагностики к развитию. — М., 1998.

5. Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей. — М., 2002.

6. Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.

7. Логопедическое обследование ребенка / Сост. С.Е. Большакова. — М., 1995.

8. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М., 1989.

9. Марцинковская Т.Д. Ребенок с отклонением в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. — М., 1992.

10. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Г.М. Дульнева, А.Р. Лурия. — М., 1973.

11. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. — СПб., 1998.

12. Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. А.В. Семенович. — М., 1998.

13. Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. — Н. Новгород, 1994.

14. Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей. — М., 1990.

15. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. — М., 1998.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: