Взаимозаменяемость сборочной единицы

При проектировании технологии производства летательных аппаратов актуальное значение приобретают вопросы обеспечения взаимозаменяемости. Специфичность конструкции летательных аппаратов, выражающаяся в необходимости использования для формирования размеров деталей, узлов и агрегатов вертолёта специальных носителей размеров, привела к применению специальных методов и средств технологической подготовки производства, обеспечивающих не только выполнение оснастки, но и согласование размеров на разноимённой оснастке.

Под взаимозаменяемостью в машиностроении понимают свойство конструкции удовлетворять оптимальным эксплуатационным и произ­водственным показателям, частично обусловливаемое независимым изготовлением составных частей конструкции в заданных допустимых отклонениях на геометрические, механические и другие параметры качества.

При этом конструкция объектов производства и технология таковы,

что при независимом изготовлении частей (в любых объемах производства

- единичном, серийном, массовом) обеспечиваются не только их свойства

как составных частей сборного изделия (например, отсутствуют операции

пригонки), но и требуемые свойства собранного объекта в эксплуатации.

Взаимозаменяемыми могут быть агрегаты по отношению к другим или присоединяемому изделию, сборочные единицы и детали по их пара­метрам (геометрическим, физико-механическим и др.). В соответствии с областью проявлений различают эксплуатационную и производственную взаимозаменяемости.

Эксплуатационная взаимозаменяемость определяется целевым на­значением изделия и распространяется на запасные и сменные части и де­тали, присоединительные и наиболее важные функционально соединенные части. Требования эксплуатационной взаимозаменяемости формируются при разработке конструкционной документации и выполняются при лю­бом размере серии.

Производственная взаимозаменяемость вызывается требованиями рационального производства (сокращение ручных пригоночных работ, ис­пользование автоматов). Уровень взаимозаменяемости зависит от объема производства, темпа выпуска.

Взаимозаменяемость, охватывающая все параметры деталей, назы­вается полной. Обычно такая взаимозаменяемость присуща агрегатам и сборочным единицам по отношению к присоединяемым к ним объектам. Иногда ее называют внешней,в отличие от взаимозаменяемости деталей, входящих в агрегат, получивших название внутренней .

Если постановка каких-либо деталей или узлов требует регулировки замыкающего звена (например, резьбовых или других видов компенсато­ров), то такая взаимозаменяемость называется ограниченной.

Величина уровня взаимозаменяемости зависит от соотношения тру­доемкости технологических процессов и трудоемкости сборки и расчетов с увеличением масштаба выпуска.

Если требования к взаимозаменяемости принимают в соответствии с известными функциональными свойствами, то такую взаимозаменяемость называют функциональной. Благодаря выполнению требований взаимоза­меняемости повышается качество изделий, удешевляется производство, расширяются поставки по кооперации.

При изготовлении стабилизатора используют плазово - шаблонный и плазово - макетный метод увязки оснастки. В связи с этим взаимозаменяемость и увязка заготовительной и сборочной оснастки стабилизатора обеспечивается:

1. Изготовлением деталей по оправкам и болванкам, изготовленным по шаблонам, взятым с плаза;

2. Сборкой деталей и сборочных единиц в стапеле сборки и склейки стабилизатора, отстыкованном с калибром и контр - калибром узлов навески стабилизатора.

Для того, чтобы избежать недостатков, присущих плазово - шаблонному методу, для изготовления стабилизатора КП-3100-00 СБ необходимо использовать расчётно- плазовый метод (РПМ) обеспечения взаимозаменяемости и увязки оснастки. Этот метод обладает рядом преимуществ:

- параллельное изготовление всего комплекса необходимой оснастки и деталей, что ведёт к резкому сокращению сроков технологической подготовки производства в 3-5 раз, трудоёмкость обработки рабочих контуров оснастки сокращается в 10-15раз

- внедрение РПМ ведёт к резкому сокращению числа операционных средств увязки (на 80-90 %).

- значительно повысится точность изготовления и увязки.

- широко используются средства механизации и автоматизации производства, различные по мощности вычислительные средства и оборудование ЧПУ во всех звеньях основного и вспомогательного производства.

Однако при расчётном и расчётно - плазовом методах достаточно многочисленные группы деталей изготавливаются по традиционной технологии плазово - шаблонного и плазово - макетного методов.

Техпроцесс сборки стабилизатора обеспечивает соответствие стабилизатора требованиям КД и полную взаимозаменяемость по узлам навески на концевую балку вертолёта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: