При проектировании технологии производства летательных аппаратов актуальное значение приобретают вопросы обеспечения взаимозаменяемости. Специфичность конструкции летательных аппаратов, выражающаяся в необходимости использования для формирования размеров деталей, узлов и агрегатов вертолёта специальных носителей размеров, привела к применению специальных методов и средств технологической подготовки производства, обеспечивающих не только выполнение оснастки, но и согласование размеров на разноимённой оснастке.
Под взаимозаменяемостью в машиностроении понимают свойство конструкции удовлетворять оптимальным эксплуатационным и производственным показателям, частично обусловливаемое независимым изготовлением составных частей конструкции в заданных допустимых отклонениях на геометрические, механические и другие параметры качества.
При этом конструкция объектов производства и технология таковы,
что при независимом изготовлении частей (в любых объемах производства
|
|
- единичном, серийном, массовом) обеспечиваются не только их свойства
как составных частей сборного изделия (например, отсутствуют операции
пригонки), но и требуемые свойства собранного объекта в эксплуатации.
Взаимозаменяемыми могут быть агрегаты по отношению к другим или присоединяемому изделию, сборочные единицы и детали по их параметрам (геометрическим, физико-механическим и др.). В соответствии с областью проявлений различают эксплуатационную и производственную взаимозаменяемости.
Эксплуатационная взаимозаменяемость определяется целевым назначением изделия и распространяется на запасные и сменные части и детали, присоединительные и наиболее важные функционально соединенные части. Требования эксплуатационной взаимозаменяемости формируются при разработке конструкционной документации и выполняются при любом размере серии.
Производственная взаимозаменяемость вызывается требованиями рационального производства (сокращение ручных пригоночных работ, использование автоматов). Уровень взаимозаменяемости зависит от объема производства, темпа выпуска.
Взаимозаменяемость, охватывающая все параметры деталей, называется полной. Обычно такая взаимозаменяемость присуща агрегатам и сборочным единицам по отношению к присоединяемым к ним объектам. Иногда ее называют внешней,в отличие от взаимозаменяемости деталей, входящих в агрегат, получивших название внутренней .
Если постановка каких-либо деталей или узлов требует регулировки замыкающего звена (например, резьбовых или других видов компенсаторов), то такая взаимозаменяемость называется ограниченной.
|
|
Величина уровня взаимозаменяемости зависит от соотношения трудоемкости технологических процессов и трудоемкости сборки и расчетов с увеличением масштаба выпуска.
Если требования к взаимозаменяемости принимают в соответствии с известными функциональными свойствами, то такую взаимозаменяемость называют функциональной. Благодаря выполнению требований взаимозаменяемости повышается качество изделий, удешевляется производство, расширяются поставки по кооперации.
При изготовлении стабилизатора используют плазово - шаблонный и плазово - макетный метод увязки оснастки. В связи с этим взаимозаменяемость и увязка заготовительной и сборочной оснастки стабилизатора обеспечивается:
1. Изготовлением деталей по оправкам и болванкам, изготовленным по шаблонам, взятым с плаза;
2. Сборкой деталей и сборочных единиц в стапеле сборки и склейки стабилизатора, отстыкованном с калибром и контр - калибром узлов навески стабилизатора.
Для того, чтобы избежать недостатков, присущих плазово - шаблонному методу, для изготовления стабилизатора КП-3100-00 СБ необходимо использовать расчётно- плазовый метод (РПМ) обеспечения взаимозаменяемости и увязки оснастки. Этот метод обладает рядом преимуществ:
- параллельное изготовление всего комплекса необходимой оснастки и деталей, что ведёт к резкому сокращению сроков технологической подготовки производства в 3-5 раз, трудоёмкость обработки рабочих контуров оснастки сокращается в 10-15раз
- внедрение РПМ ведёт к резкому сокращению числа операционных средств увязки (на 80-90 %).
- значительно повысится точность изготовления и увязки.
- широко используются средства механизации и автоматизации производства, различные по мощности вычислительные средства и оборудование ЧПУ во всех звеньях основного и вспомогательного производства.
Однако при расчётном и расчётно - плазовом методах достаточно многочисленные группы деталей изготавливаются по традиционной технологии плазово - шаблонного и плазово - макетного методов.
Техпроцесс сборки стабилизатора обеспечивает соответствие стабилизатора требованиям КД и полную взаимозаменяемость по узлам навески на концевую балку вертолёта.