Введение. Любой акт взаимодействия человека с окружающим миром опирается на чувст­венную представленность его ближайшей (а иногда и удаленной) среды

Функции восприятия

Любой акт взаимодействия человека с окружающим миром опирается на чувст­венную представленность его ближайшей (а иногда и удаленной) среды, включаю­щую общую ориентировку, оценку место­положения релевантных объектов, их физических свойств и ситуативной значи­мости, поведенческого, символического или эстетического смысла. Такого рода первичная информация служит источни­ком для появления и функционирования высших форм психической деятельности, выходящих за пределы непосредственной данности, и обеспечивает регуляцию разно­образной ориентировочной, познаватель­ной и практической деятельности, будь то локомоция, поиск решения задачи, акт социальной коммуникации или трудовая операция.

Восприятием называется психический процесс, приводящий к порождению чувст­венного образа, структурированного по определенным принципам и содержащего в качестве одного из обязательных элемен­тов самого наблюдателя. Отражательная природа образа восприятия предполагает, что его содержание должно охватывать существенные объективные свойства физи­ческого мира1.

Чувственный образ является объектом изучения многих наук — философии, эсте­тики, физиологии, биологии, физики и др.,

'Мы не подвергаем здесь сомнению материаль­ность или объективность существования предметов и явлений внешнего мира, т. е. их независимость от воспринимающего субъекта. Вопрос этот имеет глу­бокие гносеологические корни и длительную историю философского анализа. Именно феномены восприя­тия, показывающие возникновение в некоторых си­туациях «искаженного» или противоречивого (измен­чивого) образа при неизменном стимульном объек­те, часто служили важным аргументом в этом споре. Не вдаваясь в подробности исторических дискуссий, следует подчеркнуть, что в современной конкретно-научной традиции изучения восприятия доминирует методологическая установка на выяснение закономер­ностей и механизмов, обеспечивающих «правдоподо­бие» образа и отображаемого им объекта (стимула). Конкретные же подходы, а также привлекаемые в их рамках механизмы и уровни анализа различаются столь значительно, что можно говорить об отсутствии какой-то общепринятой теории восприятия.


специфический предмет психологии вос­приятия состоит в изучении механизмов порождения и функционирования чувст­венного образа окружающего мира, а так­же механизмов перцептивного управления и контроля деятельности.

Основные характеристики образа восприятия

Условием существования и действия в мире физических объектов является соот­ветствие их субъективного описания объективным качествам и свойствам этих объектов. В этом смысле говорят об адек­ватности образов восприятия отображае­мым объектам. Непосредственность вос­приятия придает воспринимаемому содер­жанию ощущение реальности, или досто­верности. Мы видим объект именно там, где он находится, т. е. можем быстро при­близиться к нему или без промаха протя­нуть руку в его направлении, а правильно воспринимаемый размер и форма позво­ляют заранее подготовить кисть руки к его захвату. Любая ошибка — промах, недо­оценка, неверная идентификация и т. п. — приписывается скорее исполнителю, чем внешнему источнику. Более того, «наивный реалист», не отягощенный гносеологичес­кими вопросами, легко дифференцирует сенсорные артефакты типа «искр из глаз» (фосфенов, вызванных механической или электрической стимуляцией органа зре­ния), «головокружения» (вращения всей воспринимаемой сцены вследствие непре­рывного раздражения вестибулярной сис­темы), «звона в ушах» и т. п. от реальных событий, что и закреплено в их словесном описании. Потеря чувства реальности мо­жет возникнуть, например, при сенсорной депривации (т. е. ситуативном или пато­логическом сокращении притока внешних раздражителей) или конфликте сенсорной информации, что ведет к потере правильной ориентировки, затормаживанию поведен­ческой активности и появлению галлюци­наций.

Кроме пространственных признаков (на­правление, удаленность, локализация, протяженность), играющих первостепен­ную роль в ориентировке и целенаправ-



3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ




ленном перемещении наблюдателя в среде, чувственный образ может включать и такие характеристики, как интенсивность воздействия (громкость, яркость, тяжесть, сила запаха и т. п.), его динамику (измене­ние, движение, мелькание, биение), чувст­венный тон (освещенность, цветность, теп­лота, тональность, гладкость, приятность) и структурные отношения (размер, ориен­тация, форма, контраст, созвучие, вкусо­вое сочетание, композиция запаха).

Несмотря на наличие нескольких вос­принимающих систем (зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой, вестибулярной, интероцептивной), резуль­тирующий образ не дробится на несколько модальных копий одного и того же объекта. Поэтому говорят о полимодальности, или амодальности, чувственного образа. Раз­ные модальные «окраски» образа могут сказываться на степени детализации либо наборе воспринятых признаков, но не меняют идентичности воспринимаемого объекта или события. Известно, что тяже­лые сенсорные дефекты, такие, как сле­пота, глухота и даже их комбинация, не искажают воспринимаемой картины мира [Скороходова, 1972].

Важнейшим свойством восприятия яв­ляется константность, т. е. относительная независимость образа объекта от измене­ния внешних условий его наблюдения (освещенность, удаленность, ракурс, помехи и т. д.) и от подвижности самого наблюда­теля и его сенсорных органов.

Наконец, говоря о чувственном отоб­ражении человеком окружающей среды, или сознательном образе мира [Леонтьев, 1982; Смирнов, 1985), нужно подчеркнуть первичную означенность воспринимаемого содержания. Другими словами, восприни­маются объекты или события, имеющие свое название и значение (научное, житей­ское или функциональное) и в этом смысле определенным образом диктующие логику своего существования при значительной изменчивости стоящих за ними чувствен­ных данных. Например, говорят о листе бумаги, а не о белом пятне на темном фоне, о звуке гитары, а не о чередовании тональных ощущений, о вкусе меда, а не о чем-то съедобном, и т. д. Процесс порож­дения означенного образа называют также


опознанием, или категоризацией [Носулен-ко, 1988; Шехтер, 1981].

Обобщенной формулировкой вышепе­речисленных характеристик чувственного познания является предметность образа восприятия.

Образ восприятия отличается, однако, от физического описания объекта, или модели явления, поскольку строится на базе собственных (психофизиологических и психологических) механизмов, имеет собственную метрику и систему отсчета. На непосредственное (т. е. без специаль­ных оптических, акустических и других приборов) восприятие накладывают огра­ничения пределы чувствительности сен­сорных систем — глаз работает в опреде­ленном диапазоне световых излучений, ухо воспринимает только ограниченную час­тотную полосу акустических колебаний и т. д. В восприятии большее значение имеют относительные, а не абсолютные размеры, удобство и эстетичность формы, а не ее математическое описание. Напри­мер, расстояние воспринимается в метрике руки (дотянется или нет), в шагах или времени ходьбы, хотя при известном навыке (глазомер) можно использовать и физические эталоны: метры или сантимет­ры. Для указания направления люди ис­пользуют эгоцентрическую систему коорди­нат (направо, налево, вниз, вверх от меня), тогда как физическое описание простран­ства допускает произвольность выбора системы координат и точки отсчета. Даже младенцы легко различают мужские и женские лица, типы эмоциональной экс­прессии, идентифицируют голоса [Бауэр, 1979; Сергиенко, 1992], тогда как даже современные средства формального опи­сания и вычислительные мощности не позволяют сделать это с достаточной на­дежностью.

Яркой демонстрацией особой природы чувственных образов являются ошибки восприятия, или иллюзии. Некоторые ил­люзии (аффективного или установочного типа) могут обнаруживаться самим наблю­дателем и исчезают при изменении вызвав­ших их условий, другие сохраняются даже тогда, когда наблюдателю известно о ка­ком-либо несоответствии между воспри­нимаемым им образом и самим рассмат-


3.2. Восприятие





риваемым объектом. К первому типу от­носятся, например, ошибки опознания слов или лиц при частичном их сходстве с ожидаемыми, а ко второму — так называ­емые геометрические иллюзии (например, Мюллера-Лайера), кажущееся движение луны на фоне облаков и т. п. (см. [Грегори, 1970; Рок, 1980; Титченер, 1914; Hochberg, 1965]).

Процессуальность восприятия

Наиболее интенсивный период развития восприятия, его дифференцированности и точности приходится на ранний и детский возраст (см. [Бауэр, 1979; Запорожец и др., 1967; Митькин, 1988; Сергиенко, 1992]), но способность к перцептивному развитию сохраняется на протяжении всей жизни. На продуктивность восприятия оказыва­ют влияние условия жизнедеятельности и род профессиональных занятий. Необхо­димость обучения восприятию особенно возросла в связи с появлением множества искусственных, т. е. созданных руками человека, объектов (дома, машины, пред­меты быта), а также изобразительных (кар­тины, скульптуры, кино, телевидение, компьютерная или голографическая ими­тация) и символических (буквы, знаки, приборные шкалы, графики, карты) средств отображения реальности.

Перцептивное обучение, равно как и актуальное функционирование восприни­мающей системы, трудно представить без участия специально организованной актив­ности субъекта. Экспериментально пока­зано, что поддержание ясного и детализи­рованного чувственного образа требует постоянных изменений входной сенсор­ной стимуляции, обеспечиваемых главным образов за счет мобильности органов чувств и самого воспринимающего субъ­екта [Ярбус, 1965]. Сенсорный опыт су­щественным образом связан с формами жизнедеятельности воспринимающего субъ­екта, его предметно-ориентированной активностью. В генезисе перцептивного образа лежит внешне двигательная, эффе­рентная деятельность наблюдателя [Вен-гер, 1969]. В этой деятельности структурно оформляются, проверяются и уточняются


перцептивные гипотезы. Развитие восприя­тия сопровождается автоматизацией спе­цифических ориентировочных компонент деятельности, что ведет к сокращению времени на опознание данного класса объектов. Однако, несмотря на кажущуюся симультанность (одномоментность) вос­приятия в зрелом возрасте, детальный микрогенетический анализ показывает наличие, хотя и в свернутой форме, всех атрибутов перцептивного процесса, вклю­чая и его эфферентные компоненты.

Процесс чувственно-предметного взаи­модействия со средой может занимать до­минирующее положение в определенные моменты жизнедеятельности, выступая как специализированное перцептивное дейст­вие, однако чаще всего он включен в вы­полнение целостной познавательной или исполнительской деятельности в качестве источника поступления значимой внешней информации и для обеспечения управления и коррекции двигательными компонента­ми деятельности [Движение глаз, 1978; Гиппенрейтер, 1978].

3.2.2. Методы исследования восприятия

Феноменологический метод — один из самых старых, однако он не потерял акту­альности и до настоящего времени. Чув­ственный образ рассматривается здесь как непосредственная данность — феномен. Вопрос, занимающий исследователя: что человек видит, слышит, ощущает в данных, определенных условиях? Закономерности организации и трансформации восприни­маемого содержания описываются прежде всего на качественном уровне.

Самонаблюдение (интроспекция) — это самоанализ содержания образов сознания с акцентом на их динамику. Анализируется ясность, четкость, детальность образов, их угасание: возникновение, взаимосвязь с другими актуальными образами при раз­ной стимуляции и условиях наблюдения. Вариант — аналитическая интроспекция, специальная процедура расщепления об­раза объекта на составляющие его далее неразложимые элементы (качество, интен­сивность, протяженность, длительность).



3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ




Такой процедуре нужно специально учить­ся, и она требует от наблюдателя непо­движности и «отстройки» от предметной реальности. Рисунок поддается такому расщеплению лучше, чем реальная сцена.

Наибольшее признание и распростра­нение приобрел экспериментальный метод исследования восприятия. Он предполагает: I) формулировку гипотезы; 2) составление плана эксперимента; 3) определение и контроль зависимых и независимых пере­менных; 4) сбор экспериментальных дан­ных; 5) верификацию гипотезы с исполь­зованием статистических процедур.

В экспериментах по восприятию при­меняются следующие методические под­ходы:

I. Тахистоскопия (строго дозированное
ограничение времени экспозиции для конт­
роля за скоростью обнаружения, опозна­
ния или идентификации стимула); разви­
тием этого подхода являются процедуры
маскировки и метаконтраста (последова­
тельное или одновременное предъявление
значимого и шумового стимулов); пред­
установки
(priming) (целевому стимулу
предшествует информация о его вероятных
характеристиках — локализации, размере,
категории и т.д.); подпорогового накопле­
ния;
быстрого последовательного предъяв­
ления.

II. Хронометрический метод (измерение
времени реакции как индикатора эффек­
тивности перцептивных процессов); раз­
личают простую реакцию (на одиночный
стимул) и реакцию выбора из нескольких
альтернатив; по форме ответа это могут
быть вербальная, моторная или физиоло­
гическая реакции.

III Измерительный метод (относитель­ная или абсолютная оценка параметра стимуляции — подробнее см. разд. 3.1).

IV. Анализ моторных компонентов пер­
цептивной деятельности (регистрируются
движения воспринимающих органов: гла­
за, руки, головы и т. д., несущие оператив­
ную пространственно-временную инфор­
мацию о процессе восприятия).

V. Манипулирование прямой и обратной
связями
в перцептивной системе. Посред­
ством специальных устройств (псевдоскоп,
псевдофон, инвертоскоп, вибраторы, зер­
кала, электронно-дисплейные комплексы),


хирургических операций или фармаколо­гических инъекций вносятся системати­ческие искажения в естественные (коли­чественные и/или качественные) соотно­шения между воспринимаемым объектом и наблюдателем.

VI. Генетический метод нацелен на вы­
деление этапов развития перцептивных
способностей; включает приемы онтогене­
тического
и формирующего исследования
восприятия. В рамках онтогенетического
исследования, где часто невозможно полу­
чить адекватный вербальный отчет, изме­
ряют параметры условно-рефлекторных и
ориентировочных реакций, реакции при­
выкания и предпочтения, исследователь­
скую и манипулятивную деятельность
детей. На уровне сформированного вос­
приятия применяют микрогенетический и
экспериментально-генетический методы.

VII. Анализ событий не ставит жестких
ограничений на время экспозиции сти-
мульных объектов, на время ответа, а также
на подвижность самого наблюдателя в про­
цессе восприятия.

Клинический метод применяется при исследовании патологических нарушений восприятия, вызванных соматическим или психическим заболеванием либо имеющих травматическую природу. Оценивается ка­чественное своеобразие восприятия боль­ных по сравнению с нормальным контин­гентом и уровень функционирования отдельных сенсорных, моторных и цент­ральных перцептивных механизмов. Ис­пользуются процедуры беседы, функцио­нальных и тестовых проб. Для диагностики системных нарушений опознания (агнозии) используют набор нейропсихологических приемов исследования. Важную информа­цию дает анализ отдельных случаев течения болезни.

Метод моделирования работы перцептив­ной системы нацелен на строгое матема­тическое описание и предсказание отдель­ных феноменов восприятия и полученных эмпирических зависимостей. Формализо­ванное описание механизмов и принципов преобразования перцептивной информа­ции находит применение при построении автоматизированных систем распознава­ния.


3.2. Восприятие





3.2.3. Краткий исторический экскурс

Научные исследования в области психо­логии восприятия берут начало со второй половины XIX в., базируясь на философ­ских традициях сенсуализма и эмпиризма, на данных физиологии органов чувств, а также значительном числе ранее извест­ных наблюдений и феноменов (иллюзия луны на горизонте, движение последова­тельного образа вместе с головой и глазом, стробоскопическое движение и др.), рас­сматривавшихся часто лишь как забавный курьез. Центральными проблемами, под­ход к которым специфицирует любое ори­гинальное направление, школу или пси­хологическую теорию восприятия, были и остаются следующие: психофизическая проблема, единицы восприятия, принципы их организации, необходимость актив­ности наблюдателя, роль перцептивного опыта и способы его приобретения, вос­приятие и познание.

Классические теории восприятия

Так называемые классические теории восприятия предложили несколько вари­антов решения этих фундаментальных проблем, оставаясь в целом на позиции по­строения образов восприятия на основе элементарных сенсорных качеств — ощу­щений.

Интеракционизм. Согласно И. Мюллеру (1838), все множество сенсорного опыта («сенсориум») определяется состоянием сенсорных нервов или их мозговой про­екции, а каждый орган чувств связан с нервами, вырабатывающими «специфичес­кие энергии», или качества, в ответ воздей­ствующий на них стимул. Один и тот же стимул, действуя на разные нервы, вызы­вает разные качества переживаний, а раз­ные воздействия на один и тот же нерв приводят к одинаковому сенсорному ка­честву. Эта идея была подхвачена Г. Герин­гом в его теории цветового зрения и Г. Гельмгольцем — в отношении анализа слухового восприятия.

Другой подход к взаимоотношению физической стимуляции и ее феноменаль­ного образа опирался на постулат «психо­физического параллелизма» (Г. Мюллер,


1896). Количественную психофизическую закономерность, связывающую силу ощу­щения определенного сенсорного качества и величину соответствующего воздействия (вес, размер, интенсивность и т. п.), пред­ложил Фехнер (1860).

Интроспекционизм. В рамках этого на­правления предметом психологического исследования являлось содержание созна­ния, в частности его сенсорные качества и атрибуты. Предложенный Э.Титченером «структуралистский» подход предусматри­вал поиск «элементов» сознания путем аналитической интроспекции: наблюда­тель-испытуемый описывал свои пережи­вания при выполнении задачи разложения образа предъявленного объекта на макси­мально простые составляющие. Титченер предполагал, что именно таким способом можно добраться до элементарных ощуще­ний, имеющих свои физиологические кор­реляты; неотъемлемыми атрибутами этих ощущений являются их качество, интен­сивность, длительность, протяженность и ясность. Предполагалось (хотя интроспекция не дает для этого достаточно информа­ции), что после анализа наступает стадия агрегации, или синтеза, компонентов. Именно перцептивный синтез и составляет центральную психологическую проблему; для объяснения этого процесса привлека­лись законы ассоциации и внимания. Образы, оставшиеся от прошлого опыта, допол­няют ощущения, а смысл фокальному («core») ощущению придает широко понимаемый контекст.

Близкие идеи развивал В. Вундт, хотя он ограничивался выделением только двух атрибутов ощущений: качества и интен­сивности. Как и Титченер, он считал, что восприятие является нечто большим, чем просто сумма ощущений, поскольку по­следние :не содержат информации о про­шлом опыте и о значении сознательного образа. Вундт описывал процесс комбини­рования элементарных ощущений в тер­минах фузии, ассимиляции, контраста и усложнения, а также апперцепции, или твор­ческого синтеза, объединяющего процес­сы восприятия, воображения и памяти.

Функционализм. Этот подход рассмат­ривает восприятие не с точки зрения результирующего образа и составляющих



3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ




его компонентов, а со стороны самого перцептивного процесса. Другими слова­ми, образ восприятия понимается как функция перцептивной системы. Идеи функционализма были развиты в теории бессознательных умозаключений Г. Гельм-гольца (1866). Он исходил из положения, что первичных сенсорных данных в прин­ципе недостаточно, чтобы воспринимать дистальные объекты. Во-первых, они много­значны по природе (зрительное направле­ние не связано жестко с сетчаточной пози­цией стимула и зависит как от положения глаза в пространстве, так и от позиции второго глаза; проекция плоскостей объ­екта допускает разные объемные интерпре­тации и т. д.). Кроме того, они избыточны, т. е. не каждое ощущение становится ком­понентом образа объекта. (Примером могут служить эксперименты О. Кюльпе (1904), который показал зависимость восприня­тых атрибутов кратковременно предъявлен­ного стимула от заданной инструкцией предустановки.) В качестве определяющего принципа функционирования перцептив­ной системы он принимал жизненный опыт, накапливающийся в процессе прак­тической, главным образом двигательной активности и фиксирующийся в форме представлений. Сопряжение представле­ний (знаний) и актуальных впечатлений достигается за счет привычных, повторяю­щихся и подтверждающихся на практике связующих процессов, имеющих форму эмпирического «умозаключения», или ло­гического вывода, но происходящих авто­матически, бессознательно. Такая «эмпири­ческая» точка зрения противопоставлялась «нативизму», признающему врожденность и неизменность стимульно-сенсорных свя­зей. Решающим аргументом в пользу «эмпиризма» послужили исследования Стрэттона (1896), доказавшего возможность успешно и быстро восстанавливать возмож­ность к пространственной ориентировке после инверсии (развороте вокруг горизон­тальной оси) сетчаточного изображения.

Факты упреждающего влияния двига­тельного опыта на сенсорные данные (феномены стабильности видимого мира при движении глаз и др.) привели Гельм-гольца к гипотезе «иннервационных», или волевых, ощущений, связанных с интенцией


к осуществлению произвольного движе­ния. Сходная гипотеза была высказана и Э. Махом (1907). Позиция И.М. Сеченова была иной: он, исходя из развиваемого им рефлекторного подхода и признания сиг­нальной функции психического, высказал мысль о движении как механизме объек­тивизации восприятий. Иннервационные, или волевые, ощущения не имеют объек­тивного источника, но такого рода источ­ником может быть ощущение движения, или «темное мышечное чувство» (по тер­минологии И.М. Сеченова). Согласно Сеченову, преобразования в плане образа, операции обнаружения, сравнения и т. п. есть не что иное, как проявление скры­тых, свернутых форм двигательной актив­ности.

Конфигурационизм. Гештальпеория восприятия

Направление, возникшее из признания первичности сознательных или феноме­нальных объектов (Брентано, Гуссерль) и резкого неприятия элементаризма предшест­венников. Идея формокачеетв (гештальтов) связана с именами Э. Маха и фон Эрен-фельса (1890). Последний продемонстри­ровал ее на примере транспозиции музы­кальной мелодии в другую тональность: мелодия (форма) узнается как неизменная, несмотря на полное несходство составля­ющих ее тонов. Центральная идея геш-тальтпсихологов - - примат формы как субъективного феномена и как природ­ного (внешний мир, мозг) явления, между которыми существуют отношения изомор­физма, или структурного подобия. Иссле­дования гештальтпсихологов (М. Вертгей-мер, К. Кофка, В. Келлер, К. Дункер, Д. Катц и др.) ставили целью установить конфигурационные законы того, «как вы­глядят вещи». Начало было положено об­наружением в 1912 г. феноменального («фи») движения, когда при определенном сочетании длительности предъявления двух стимулов, их пространственной раз­несенности и межстимульного интервала возникало ощущение движения без иден­тификации самого движущегося объекта, протяженности движения и других его


3.2. Восприятие





атрибутов. Исследовались также феномены индуцированного и автокинетического кажущегося движения, восприятия ско­рости движения, цветовых и структурных отношений, организации и восприятия пространства. Были сформулированы принципы (законы организации), в соответ­ствии с которыми части комбинируются в устойчивое целое. Главными из них явля­ются: близость, сходство, направление, Хорошая линия, «общая судьба», завершен­ность. Считается, что воспринимаемую целостность никак нельзя объяснить раз­дельным переживанием ее частей. Отме­чена тенденция к максимальному упроще­нию и ясности, к симметрии и регулярности, другими словами — к «наилучшей форме», допускаемой стимульными условиями. Это обобщение получило название «закон пре-гнантности».

Важным вкладом гештальтпсихологов явилась разработка проблемы среды, или поля восприятия, в котором на объекты действуют определенные силы притяжения и отталкивания. Устойчивое состояние до­стигается при равновесии приложенных моментов и может быть выведено из прин­ципов векторного анализа. Динамические принципы организации включают отноше­ния фигуры и фона, иерархической орга­низации перцептивных систем отсчета, транспозиции и константности скорости.

3.2,4. Теории восприятия

Психофизиологические теории восприятия

Теория электрических полей. В своих поздних работах, выполненных в конце 40-х — начале 50-х гг., В. Келер попытался построить теорию мозговых гешталътов и получить экспериментальные подтвержде­ния в ее пользу. Идея состояла в том, что отдельным гештальтам (образам) соответ­ствуют определенные нейроэлектрические поля постоянного тока, мозговая локали­зация которых не имеет решающего зна­чения. Однако полученные результаты оказались недостаточно убедительными и не выдержали критической проверки.


Основная масса психофизиологических исследований восприятия более тяготела к идее организации целого из элементов, где центральная роль отводилась принципу ассоциации. Но это не было возрождением классической теории «ассоциации идей». Радикальное видоизменение ассоцианист-ского подхода заключалось в том, что научение и закрепление приобретенных связей относилось не к элементам созна­ния, а к стимулам и реакциям, а сами принципы объединения специфических элементов существенно усложнялись и дополнялись новыми переменными.

Клеточные ансамбли и фазовые после­довательности. Примером такого подхода можно считать теорию канадского психо­физиолога Д.О. Хэбба (1949). Признавая важность конфигурационных связей, он считал, что существенные свойства вос­приятия не являются врожденными и нуж­даются в научении. Опираясь на генети­ческие, клинические, экспериментально-психологические и физиологические данные (этапы восприятия после снятия врожденной катаракты, тахистоскопичес-кое изучение процесса чтения и др.), он пришел к выводу, что идентификации фигуры как целого необходимо предшест­вует процесс избирательного внимания к отдельным частям фигуры, их активного и последовательного сканирования. Важная роль в этом процессе отводилась моторике в форме движений глаз. Согласно Хэббу, заучиваются и воспроизводятся последова­тельные акты, включающие сенсорные и моторные компоненты. Физиологическими единицами восприятия признаются клеточ­ные ансамбли, объединяющие сенсорно-сенсорные и сенсорно-моторные связи корковых нейронов. Более сложные вос­приятия формируются из простых ансамб­лей на тех же принципах взаимного облег­чения нервного проведения и временной консолидации, но несводимы к их простой сумме. Этот процесс сложного, фигуратив-~ ного восприятия, формирования ансамблей более высокого уровня Хэбб назвал фазо­вой последовательностью.

Теории детекции и обработки признаков. Накопленные к середине нашего века нейроанатомические данные о системе



3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ




обработки входной информации выявили, что наряду с проекционным (поточечным) представительством рецепторных систем в коре их фактическое представительство там гораздо шире за счет колатеральных переключений. Это создает основу для генерализации процессов перцептивного обучения (различения) и компенсации разрушений первичных сенсорных зон коры. Было показано, однако, что, когда научение уже произошло, информация в мозгу уже не распространяется по всем потенциальным связям.

Достаточно перспективным представ­лялось следующее объяснение процесса восприятия: сначала с помощью отдель­ных нейронов или их небольших групп выделяются (детектируются) «признаки» воздействующих стимулов, которые затем интегрируются посредством иерархичес­кой системы таких детекторов. Этот под­ход получил широкое распространение после открытия Д. Хьюбелом и Т. Визелом (1962) корковых нейронов, чувствительных не только к контрасту, но и к длине, ориен­тации и направлению движения стимула. Было сформулировано понятие «канал» -последовательно соединенные клетки, рецептивные поля которых отражают этапы выделения сложных и гиперсложных признаков. Предложено большое коли­чество нейрофизиологических моделей, призванных учесть, как прошлый опыт видоизменяет или дополняет процесс детекции основных признаков, обеспечи­вающийся врожденными механизмами. Накопленные в психологии восприятия факты (влияние контекста, роль установ­ки, эффекты группировки, константность и позиционная стабильность, перцептив­ное обучение и адаптация к сенсорным искажениям) убеждают, однако, что вос­принимаемый образ нельзя свести только к детектированию и логической обработке признаков воспринимаемого объекта. В моделях нового поколения больше вни­мания уделяется динамическим характери­стикам нейрональной активности, их ис­торичности и включенности в конкретный познавательный или поведенческий акт [Арбиб, 1976; Эделмен, Маункасл, 1981; Шевелев, 1977].


Теории перцептивной установки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: