Познание и общение



процедуры достаточно сложны и специ­фичны. Охарактеризуем здесь лишь их общий смысл.

Предполагается, что обработка текста происходит на нескольких горизонтально показанных уровнях (они обозначены на рис. 3.33 слева, справа — применяемые к ним операции). Нижний из них — это сам текст, представленный в виде пропозиций; затем располагается описываемый в тексте уровень фактов; следующий уровень — макроструктуры текста, на вершине рас­положен уровень целевой схемы. На пер­вом уровне обработки происходит транс­формация текста в ряд пропозиций. Это делается для того, чтобы выявить семан­тические отношения слов и «отсечь» грам­матическую форму. Пропозиции имеют структуру: предикат—субъект—объект (на­пример, «открыла-Кюри-радий»). На основе пропозициональной формы текс­тового материала с помощью точно опи­сываемых в модели операций строится семантическая сеть, отражающая отноше­ния между пропозициями. В сетях пока­заны причинные, временные, пространст­венные отношения между объектами. Сети оказываются все более сложными по мере того, как анализируемый текст наращивает сложность описываемых отношений. В ре­зультате объем информации превосходит возможности оперативной памяти. При этом включается целевая схема, которая в соответствии с заданными «ожиданиями» и при включении долговременной памяти производит отбор наиболее релевантной информации и формирует структуру «кон­денсата» информации — как бы заключи­тельную репрезентацию «смысла» анали­зируемого текста.

Из приведенного описания видно, что общая идея, на основе которой построена модель, состоит в том, что «понимание» текста представляет собой конструирова­ние некоторого рода концептуальной структуры, описываемой в форме пропо­зиций. Этой идее была противопоставле­на другая позиция, выраженная Ф. Джон-соном-Лэрдом: понимание — это создание умственной модели событий. Умственная модель понимается Джонсоном-Лэрдом как представление, изоморфное ситуации. Другими словами, согласно данной точке


зрения, результат процесса понимания — это не обязательно вербальное представ­ление ситуации, оно может быть и другим, например, пространственным. В более по­здних вариантах своей теории Кинч внес в нее поправки с учетом точки зрения Джонсона-Лэрда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: