5,5. 1. Введение
В энциклопедиях и словарях понятие «личность» определяется как: 1) человек, индивид как субъект отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного обшества или общности. Первое из приведенных определений носит общий, философский характер, второе же достаточно часто используется психологами [Платонов, 1986]. Если исходить из такого понимания личности, то ее изучение подразумевает исследование внешних характеристик человека, его поведения. Однако предметом изучения психологии личности являются внутренние закономерности, которые детерминируют все проявления человека.
Изучение детерминант поведения неизбежно ставит вопрос о структуре личности, что в свою очередь предполагает выделение элементов, ее составляющих, исследование свойств каждого из них и характера взаимосвязей между элементами, образующих структуру как целое.
Современные теории личности характеризуются большим разнообразием как элементов, входящих в структуру личности, так и системообразующих факторов, объединяющих элементы в систему. Как справедливо отмечал Р. Кеттел, «в психологии никогда не ощущалось недостатка в теориях личности», что привело к ситуации, когда «небольшие ростки точно сформулированных гипотез легко теряются в буйных зарослях непроверяемых, но грандиозных теорий» [Cattell, 1977, р. 3].
|
|
Преодоление этой тенденции в первую очередь требовало разработки корректных процедур измерения, используемых в психологии для описания личности. К настоящему времени в психологии личности разработан арсенал измерительных методов, включающий:... ч,,.
интервью;,. :..
экспертные оценки;,
наблюдение;
семантический дифференциал;
! репертуарные решетки;,.
психологические тесты: а) опросники; б) проективные методы; в) объективные методы.
Давая сравнительный анализ приведенным методам, Пауль Кляйн [Kline, 1983]. один из ведущих специалистов в области психометрики, отмечает, что наибольшую ценность для научного описания личности представляют психологические тесты (автор оговаривает при этом необходимость совершенствования методов формализации и анализа результатов проективных тестов).
Наличие в рамках конкретной теории личности разработанного психометрического инструментария делает возможной эмпирическую проверку ее положений, что особенно важно зля реализации естественнонаучного подхода к изучению личности.
Еще одной проблемой исследований является определение набора элементов, необходимого и достаточного для описания структуры личности, (Более подробно эта проблема будет рассмотрена ниже.) Необходимо отметить, что в прикладных исследованиях структуры личности в состав характеристик, согласно традиции, не включаются особенности когнитивных процессов.
|
|
Хотя такое разделение недостаточно обоснованно и ряд авторов ставят его под сомнение (Р. Кеттел, Г. Олпорт, К.К. Платонов и др.), на методическом уровне оно отражается в том, что большинство современных методов диагностики личности не имеет шкал оценки уровня развития познавательных способностей человека.
5.5.2, Краткая история исследований структуры личности
Исследования личности неразрывно связаны с изучением индивидуально-психологических различий. Первое систематизированное описание индивидуальных особенностей поведения принадлежит ученику Платона Теофрасту и изложено в трактате «Характеры». Ключевым для Теофраста являлся вопрос: «Почему греки, живущие в одних и тех же климатических условиях, воспитанные и получившие образование по одной системе, так сильно
5.5. Структура личности |
различаются между собой?». Не найдя на него ответа, Теофраст ограничился описанием тридцати «характеров», каждый из которых был выделен по преобладающей негативной характеристике поведения (порочность, льстивость, хвастовство и т.д.) и стал результатом обобщения наблюдений автора.
Отмеченные Теофрастом характеристики вполне могут быть применены и для описания наших современников. Так, двумя тысячами лет позже английский исследователь А. Робак [Roback, 1931] писал: «Благодаря авторам античности и их прототипам с определенной долей уверенности можно утверждать, что природа людей, разделенных веками и океанами, остается той же, иначе говоря, люди характеризуются одними и теми же индивидуальными различиями, будьте древние греки или американцы двадцатого столетия».
Работа Теофраста стала первым опытом идеографического подхода в психологии, суть которого на современном этапе сводится к абсолютизации уникальности каждой личности и вытекающей отсюда невозможности естественнонаучного подхода в психологии.
Незадолго до появления трактата «Характеры» мыслитель и врач Гиппократ заложил основы другого подхода к решению того же вопроса. Созданное им учение о четырех типах темперамента, получившее развитие в работах его последователя Гал-лена, дало начало номотетическому подходу в психологии. В рамках этого подхода основной акцент ставится на вскрытие причинно-следственных связей, объясняющих актуальное поведение человека.
Бурное развитие теоретических и эмпирических исследований структуры личности наблюдается в конце XIX - начале XX столетия и связано с появлением работ таких выдающихся психологов, физиологов и клиницистов, как Вундт, Кеттел, Кречмер, Олпорт, Павлов, Фрейд, Хаггард, Штерн и их многочисленных последова-гелей. Именно в это нремя происходит становление психологии как экспериментальной науки, теоретически обосновывается возможность эмпирического исследования устойчивых поведенческих характеристик (концепция черт), изучаются био-
логические основы поведения (типы соматической конституции и высшей нервной деятельности), применяются математические методы в психологии (факторный анализ).
Применение естественнонаучного подхода в психологии обусловило дифференциацию предмета исследования. X. Хаггард и К. Фрай [Haggard, Fry, 1936], авторы фундаментального исследования «Анатомия личности*, представили структуру личности, состоящую из пяти основных элементов, в целях ее дальнейшего анализа:
телосложение;
импульсы или движущие силы;
интеллект; -.., „.-,.,
темперамент;
Эго (самосознание).
|
|
В различных вариациях выделенные авторами этой работы элементы структуры личности встречаются в большинстве современных теорий, В первые десятилетия нашего века преобладающей тенденцией исследований стало изолированное, углубленное изучение одного или нескольких перечисленных элементов.
Результатом аналитического этапа развития психологии личности явилась разработка ряда теорий, различающихся как по основаниям анализа личности, так и по предлагаемым авторами системообразующим механизмам или факторам, определяющим целостность личности. Основные теории, их авторы и периоды, в течение которых были созданы эти концепции, обобщены в табл. 5.5 (приводится по: [Хьелл, Зиглер, 1997)).
Ряд из представленных в этой таблице теорий продолжает свое развитие и в настоящее время, в некоторых случаях самими авторами (Айзенк, Кеттел, Бандура), в других — усилиями их последователей (некоторые психоаналитические и когнитивные теории).
Приведенный в табл. 5.5 перечень теорий личности, сложившихся в нашем столетии, демонстрирует высокую степень их разнообразия. Некоторые из теорий вступали в явные противоречия, выливавшиеся порой в достаточно острые дискуссии между авторами. Наиболее принципиальный характер для современной психологии, на наш взгляд, носила дискуссия между сто-
5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИВ
Таблица 5.5 |