Межличностное восприятие и понимание

Проблема восприятия человека челове­ком из всех аспектов общения является наиболее изученной. Результаты зарубеж­ных исследований представлены в рабо­тах Г.М.Андреевой, Н.Н, Богомоловой, Л.А. Петровской и П.Н. Шихирева. Меж­личностное познание в западной социаль­ной психологии осуществляется в рамках когнитивистской ориентации. В настоящее время научные разработки ведутся в Санкт-Петербургском, Московском и Рос­товском государственных университетах.

Социальная перцепция включает вос­приятие социальной действительности и человека человеком (межличностная пер­цепция). Первоначальное понятие «вос­приятие человека человеком» было недо­статочным для полного познания людей. Впоследствии к нему добавилось понятие «понимание человека», что предполагает подключение к процессу восприятия че­ловека и других познавательных процес­сов. Как равнозначные используются вы­ражения «межличностное восприятие и понимание» и «межличностное познание».

В данном процессе важная роль при­надлежит социально-психологической на­блюдательности — свойство личности, позволяющее ей успешно улавливать в по­ведении человека малозаметные, но сущест­венные для его понимания особенности, Это — интегративная характеристика, вби-раюшая некоторые особенности познава­тельных процессов, внимания, а также жизненный и профессиональный опыт личности.

В основе социально-психологической наблюдательности лежат рахчичные виды сензитивности. Наблюдательная сензитив-ность связана со способностью воспри­нимать собеседника с одновременным за­поминанием содержания характеристик личности и ситуации общения (по опре­делению А.А. Бодалева — это «различи­тельная точность» [Бодалев, 1982]). Тео­ретическая сензитивность предполагает выбор и использование наиболее адекват­ных теорий для более точного понимания и прогнозирования поведения людей. Номотетическая сензитивность позволяет


понимать представителей различных соци­альных общностей и прогнозировать их поведение {согласно А.А. Бодалеву, это «стереотипная точность»). Идиографичес-кая сензитивность связана с пониманием уникальности каждой личности и дистан­цировании ее от общих характеристик групп [Емельянов, 1985),

Социально-психологическая компе­тентность предполагает определенный объем знаний и уровень сформирован-ности навыков и умений, позволяющих адекватно ориентироваться в различных ситуациях общения, объективно оценивать людей, прогнозировать их поведение, фор­мировать с ними необходимые отношения и успешно воздействовать на них, исходя из сложившихся условий.

Межличностная компетентность пред­ставляет более узкое понятие, являющееся частью социально-психологической ком­петентности, но ограниченное межличност­ными контактами.

Коммуникативная компетентность пред­полагает ситуативную адаптивность и сво­бодное владение вербальными и невер­бальными средствами общения [Емелья­нов, 1985].

Системный подход в межличностном познании. Для структурирования много­численных результатов исследований по межличностному восприятию целесооб­разно использовать системный подход к этому процессу [Ломов, 1984], элементами которого являются субъект, объект и про­цесс познания человека человеком.

Субъект межличностного познания, являясь элементом названной системы, одновременно представляет собой разви­вающуюся динамическую систему со мно­гими характеристиками. Он может высту­пать в роли общающегося (наивный психо­лог, человек с улицы и пр.), участника экс­перимента (организатор, испытуемый и пр.), профессионального психолога и т. д.

Объект восприятия как элемент рас­сматриваемой системы включен во мно­гие системы действительности. Многооб­разие подсистем, в которых находится воспринимаемый, предопределяет разно­образные формы его поведения и прояв­ление психологических характеристик. Будучи активно действующей личностью,


 

53. Психология межличностного взаимодействия



объект стремится изучить субъекта и в отдельных случаях квалифицированно ор­ганизовать свою самоподачу [Крижанская, Третьяков, 1990].

Процесс познания человека, с одной стороны, есть элемент названной системы, л с другой — будучи целостным многомер­ным явлением, может исследоваться как самостоятельная подсистема. Процесс по­знания — это не одновременный акт. Он включает обратную связь от объекта вос­приятия и иногда — элементы коммуни­кации и взаимодействия.

Субъект межличностного познания. Осо­бенности воспринимающего зависят от его объективных и субъективных характерис­тик. Они влияют на глубину, всесторон­ность, объективность и скорость познания другого человека. К ним относятся пол, нозраст, национальность, темперамент, социальный интеллект, психические состо­яния, состояние здоровья, установки, опыт общения, профессиональные и личност­ные особенности и пр.

Пол. Существенно влияют на процесс познания половые различия. Женщины, по сравнению с мужчинами, точнее иден­тифицируют эмоциональные состояния и межличностные отношения, достоинства и недостатки личности, эмоционально более предрасположены к проникновению во внутренний мир собеседника. У них выше показатели социально-психологичес­кой наблюдательности, хотя мужчины точнее определяют уровень интеллекта собеседника.

Возраст. На точность восприятия и понимания влияет возраст. Подростки и юноши в первую очередь обращают вни­мание на физические данные и экспрес­сивные характеристики. По мере освоения психологических понятий и жизненного опыта они начинают разносторонне вос­принимать и оцениватьлюдей. Восприни­мающий точнее определяет возраст лиц, который приближается к нему по годам, и чаше ошибается в случае большой разницы лет. С возрастом легче дифференцируются отрицательные эмоциональные состояния [Бодалев, 1995]. Зрелые люди могут понять как подростков, так и престарелых. Дети и подростки часто не в состоянии понять взрослых и адекватно их оценить.


Национальность. Человек воспринима­ет окружающий его мир через призму сво­его национального образа жизни, т. е. че­рез сформировавшиеся у него этнические обычаи, традиции, привычки и пр. В этом просматривается «внутренняя структура личности», связанная с этнической суб­культурой, «Характер восприятия в меж­национальном общении как самих людей, так и тех отношений, которые складыва­ются между ними, как представителями разных наций, более нюансирован, чем в однонациональной среде» [Хабибулин, 1974, с. 87]. Если воспринимающий имеет опыт общения с представителями разных этносов, то влияние национальности на формирование представления о восприни­маемом будет сказываться меньше.

Темперамент. Некоторые характеристи­ки темперамента влияют на процесс по­знания другого человека. Эксперименталь­но было установлено, что чем выше экс-травертированность воспринимающего, тем он точнее опознает экспрессивные характеристики и меньше принимает во внимание ситуацию, в которой находит­ся. Интроверты же проявляют недоверие к экспрессивным характеристикам, они более точны в оценках воспринимающих и оперируют представлениями о наиболее вероятных состояниях объекта. По мне­нию ряда исследователей, экстраверты — смотрят, интроверты — думают. Необщи­тельные и эмоционально неустойчивые люди успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния [Бодалев, 1995]. Экстравертов в других людях в первую очередь интересует внешняя сторона по­ведения, физические компоненты облика личности и другие моменты, в которых содержится информация, сходная с дан­ными, присущими им самим. Часто в дру­гих людях они пытаются найти прежде всего самих себя, пренебрегая иногда ин­формацией о личностных особенностях объекта, если расценивают его как неин­тересного для себя человека.

Социальный интеллект. Успешнее опре­деляют различные психические состояния и межличностные отношения те лица, ко­торые развиты и имеют более высокий уровень социального интеллекта. Общее развитие личности предполагает владение


 

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



богатой лексикой, включающей научные и бытовые психологические понятия, и по­зволяет успешнее ею оперировать при характеристике воспринимаемого человека.

Под социальным интеллектом понимают способность личности, основанную на специфике познавательных процессов, эмоциональном и социальном опыте по­нимать самого себя, других людей и про­гнозировать их поведение. Социальный интеллект имеет обшую структурную базу как с когнитивным развитием, так и с эмоциональными основами нравствен­ности. Его можно определить как «даль­новидность в межличностных отноше­ниях» (Э. Торндайк) и «практически-психологический ум» (Л.И. Уманский) [Емельянов, 1985].

Социальный интеллект базируется на социально-психологической наблюдатель­ности, наглядно-образной памяти, реф­лексивном осмысливании действитель­ности и поведения людей, способности к анализу—синтезу психологической инфор­мации и развитом воображении. Он по­зволяет успешнее познавать внутренний мир личности, дифференцировать ее меж­личностные отношения и прогнозировать поведение в различных ситуациях.

Психическое состояние. Независимо от того, устал человек или, наоборот, отдох­нул, сосредоточенный или рассеянный, — эти и другие психические состояния бес­сознательно сказываются на формирова­нии образа воспринимающего. Изложен­ное подтверждается многочисленными экспериментами [Бодалев, I995].

Состояние здоровья. Как свидетельствуют результаты исследований по психиатрии и медицинской психологии, состояние здо­ровья воспринимающего сказывается на процессе познания других людей. Так, например, невротики, по сравнению с шизофрениками, точнее оценивают пси­хические состояния и межличностные отношения людей.

Установки. Широко известен экспери­мент А.А. Бодалева, когда в разных груп­пах испытуемых перед предъявлением им фотографии одного и того же лица дава­лись разные установки. При установке «преступник» испытуемые характеризовали человека на фотографии как «зверюгу с


бандитским подбородком», «опустившегося» и пр., а при установке «герой» они описы­вали «молодого человека с волевым и му­жественным лицом» и т. д. [Бодалев, 1995]. Из зарубежных экспериментов известны полярные характеристики одного и того же лица, представленного в первом случае как предприниматель, а во втором как — финансовый инспектор.

Результаты зарубежных исследований показывают, что установка воспринимать других людей с определенной для данного человека позиции может быть устойчивой и колеблется в пределах от негативно жест­кой (эффект ожесточения) до мягкости и доброжелательной (эффект снисходитель­ности). В силу этого в описание воспри­нимаемого привносятся эмоционально положительные или эмоционально отри­цательные характеристики.

Ценностные ориентации связаны с моти-вационно-погребностной сферой личности. Они ориентируют субъекта на восприятие и фиксацию значимых для него особен­ностей, причем часто это происходит не­осознанно.

Опыт общения аккумулирует контакты субъекта с представителями разных соци­альных групп. Чем больше и разнообраз­нее были контакты с людьми у субъекта, тем точнее он их воспринимает.

Профессиональная деятельность. Разные виды трудовой деятельности предполага­ют различный объем общения с людьми. Общественные профессии (педагоги, юрис­ты, переводчики и пр.) активно формируют социально-психологическую компетент­ность. Связь между профессией, опытом общения и межличностной перцепцией раскрыта во многих экспериментах [Бода­лев, 1970; Кукосян, 1981].

Личностные особенности. Одна из сто­рон самооценки, связанная с отношением к себе, влияет на процесс познания дру­гих людей. Экспериментально было уста­новлено, что лица, уверенные в себе, в большинстве случаев оценивают других людей как доброжелательных, располо­женных к ним. Неуверенные же в себе часто воспринимают людей как лиц, тяго­теющих к холодности, и не расположены к ним (Бодалев, 1995]. Самокритичность позволяет более адекватно воспринимать


 

5.3. Психология межличностного взаимодействия



окружаюших людей. Авторитарные испы­туемые высказывают более жесткие суж­дения о воспринимаемых лицах, по срав­нению с демократически расположенными.

Эмпатийность субъекта формирует определенную сонастроенность между субъектом и объектом, что обусловливает определенные изменения в поведении последнего и в конечном итоге может при­вести к позитивной оценке воспринимае­мой личности.

Человек как предмет познания. Восприя­тие и понимание человека нашло отраже­ние во многих экспериментальных работах (Бодалев, 1995]. Представляется важным системно рассмотреть, выделить и сгруп­пировать многие характеристики воспри­нимаемой личности. В этом плане осново­полагающим понятием может быть облик познаваемого (внешний облик), включаю­щий в себя физический и социальный аспекты.

Физический облик: анатомические осо­бенности, физиологические, функцио­нальные и паралингвистические характе­ристики.

Анатомические (соматические) особен­ности физического облика: рост, телосло­жение, голова, руки, ноги и пр. Как пока­зывают результаты исследований, воспри­нимая указанные выше характеристики, субъект может сделать определенный вы­вод о возрасте, расовой или этнической принадлежности, состоянии здоровья и других особенностях объекта.

Физиологические характеристики: дыха­ние, кровообращение, потоотделение и т: д. Воспринимая их, субъект делает опреде­ленные умозаключения о физиологичес­ком возрасте, темпераменте, состоянии здоровья и других особенностях объекта. Например, покраснение или побледнение кожи, появление тремора, пота может сви­детельствовать о психической напряжен­ности воспринимаемого. То, как человек ведет себя во время кашля и чихания, явля­ется показателем его культурного уровня (пользуется платком, отворачивается в сто­рону и пр.).

Функциональные особенности вклю­чают осанку» позу и походку. Осанка — это манера придавать фигуре определенный вид, сочетание положения корпуса и го-


ловы. Различают стройную, подтянутую, сутуловатую, напряженную, раскованную, сгорбленную осанку и др.; по активности — вялую и бодрую. Наиболее точно оце­нивают осанку закройщики, тренеры, педагоги-хореографы и т.д. По ней вос­принимающий может определить состоя­ние здоровья, занимается ли человек спор­том, психическое состояние, возраст, черты характера (уверенность в себе, высокоме­рие, смирение, угодничество и пр.) и не­которые свойства темперамента.

Поза — это положение тела в прост­ранстве. Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют, что по позам можно определить психическое состояние человека, некоторые черты его характера, культурный уровень, отношение к людям, психическое состояние, этническое про­исхождение и т.д. [Бодалев, 1995; Лабун-ская, 1985; Штангль, 1996].

Походка — это манера ходить, поступь человека. В походке находит отражение темперамент (темп ходьбы — быстрый или медленный), физиологическое самочувст­вие (усталость, бодрость и др.), иногда род занятий (походка балерины, моряка), пе­ренесенные болезни, возраст (старческая походка), психическое состояние (вино­ватая походка) и т. д. Психосемантика походки является малоразработанной про­блемой.

Паралингвистические особенности об­щения: мимика, жесты и телодвижения. В научной литературе значительно лучше изучена мимика, чем жесты и телодвиже­ния.

Мимикой называют выразительные движения лицевых мышц. Мимические знаки включают качественные и количест­венные характеристики. Качественная сто­рона предполагает эмоциональное выра­жение лица. Проблема восприятия и по­нимания эмоциональных состояний явля­ется междисциплинарной и сложной. Для распознавания выражений чаше всего ис­пользуется подход, состоящей из шести основных программ: радость (счастье, любовь), гнев (решительность), страх, страдание (грусть), презрение (отвраше-ние) и удивление. Однозначные эмоции несложно дифференцировать, а смешные и слабовыраженные психические состоя-


 

6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ



ния распознаются гораздо труднее. Коли­чественные характеристики эмоциональ­ных выражений включают интенсивность проявлений переживаний личности и сте­пень их выраженности.

Идентификация эмоциональных состо­яний по мимике заключается в сличении формируемого образа воспринимаемого человека с хранящейся в памяти воспри­нимающего системой социально-психоло­гических эталонов экспрессивных выраже­ний лиц.

К жестам относятся экспрессивные движения рук. Телодвижения, называемые пантомимой, включают движения головы, туловища и ног. В процессе социализации личность осваивает жесты и телодвижения, специфичные для определенной общности. В этом плане при восприятии человека, принадлежащего к группе воспринимаю­щего, последний адекватно оценит его жесты и телодвижения. В этом случае, если объект восприятия принадлежит к неиз­вестной для воспринимающего общности, то некоторые его жесты могут быть непо­нятны для воспринимающего.

Социальный облик предполагает соци­альное оформление внешности, проксеми-ческие особенности общения, речевые и экстралингвистические характеристики, деятельностиые особенности.

Социальное оформление внешности {внешний облик). При восприятии одежды человека, его обуви, украшения и других аксессуаров субъект может определить вкусы объекта, некоторые черты характера, ценностные ориентации, социальный статус, материальное положение, нацио­нальность и пр. Показателями вкуса явля­ются умения человека одеваться с учетом возраста, особенностей своей фигуры. Нали­чие украшений, используемая косметика (особенно это относится к женщинам) говорят об уровне их престижа для вос­принимаемого.

Проксемические особенности общения включают расстояние между общающими­ся и их взаимное расположение. Воспри­нимая расстояние между объектом и его партнером можно определить, в каких отношениях он с ним находится, какой у него статус и пр. [Hall, I959, 1966]. Ори-


ентация объекта восприятия по отноше­нию к партнеру и «угол общения» между ними, место, которое он выбирает, — все это в совокупности позволяет восприни­мающему определить черты характера, стиль поведения и другие характеристики объекта.

Речевые особенности связаны с семан­тикой, грамматикой и фонетикой. Воспри­нимая используемую объектом лексику, грамматические конструкции, фонетичес­кие особенности, подтекст и др., воспри­нимающий может определить ценностные ориентации, вкусы, социальный статус, деловые и личные качества, возраст и дру­гие особенности. Ярким примером из ху­дожественной литературы, демонстрирую­щим умение определять по особенностям речи место рождения и жительства, про­фессию, является профессор фонетики Хиггинс из пьесы Б. Шоу «Пигмалион».

Экстралингвистические особенности речи предполагают своеобразие голоса, тембр, высоту, громкость, интонацию, ха­рактер заполнения пауз и т. д. В прошлом все это относилось к паралингвистике. В настоящее время часть исследователей относит вышесказанное к экстралингвис­тике, а некоторые [Лабунская, 1986] — к просодике. Как показывают эксперимен­тальные исследования, при восприятии экстралингвистических особенностей мож­но определить культурный уровень объекта, его различные психические состояния, в том числе и напряженные, и другие мо­менты.

Особенности действий, совершаемых объектом. Человек наиболее полно рас­крывается в процессе трудовой деятельно­сти. Воспринимая объект при совершении им профессиональных действий, субъект определяет его профессиональные качества, отношение к работе, характерологические черты и т. д. Воспринимая объект в раз­личных видах деятельности (учеба, труд, игра), субъект лучше понимает объект, его ценности, характерологические особен­ности и пр. По импульсивным действиям воспринимающий может определить неко­торые свойства темперамента, уровень сформированности эмоционально-воле­вых качеств; по коммуникативным дейст­виям — уровень сформированности навы-


 

5.3. Психология межличностного взаимодействия



ков общения, природную предрасполо­женность к взаимодействию.

При восприятии человека характерис­тики его физического облика, по сравне­нию с социальными особенностями, бо­лее достоверны и проявляются раньше. В то же время наиболее информативны со­циальные особенности воспринимаемого объекта.

Характеристика процесса познания чело­века. Данный процесс включает механизмы, искажающие адекватность представления о воспринимаемом, а также механизмы межличностного познания, обратную связь от объекта и условия, в которых происхо­дит восприятие.

Механизмы межличностного познания, влияющие на адекватность формирования образа воспринимаемого. В психологичес­кой литературе механизмы, влияюшие на адекватность формирования представле­ния о воспринимаемом человеке, называ­ются no-разному: эффекты восприятия (Андреева, 1996), процессы познания, ме­ханизмы, искажающие формирующийся образ воспринимаемого. Особенностью их функционирования является то, что они в разной степени ограничивают возмож­ность объективного познания людей. Не­которые из них экспериментально выве­рены, большинство же, хотя и описаны и литературе, но требуют дальнейшей про­верки. К данным механизмам относятся: функционирование имплицитной структуры личности, влияние первого впечатления, проекция, стереотипизация, упрощение, идеализация и этноцентризм.

Механизм функционирования импли­цитной (внутренней) структуры личности. Имплицитная теория личности предпо­лагает наличие у каждого человека сло­жившейся структуры, характеризующейся наи-более значимыми для нее психоло­гическими особенностями. Она после­довательно формируется с детских лет и заканчивается в основном к 16-18 годам. В ней аккумулируется жизненный опыт познания людей [Кон, 1987, 1989; Бодалев, 1995]. Появляющиеся позже элементы описания человека (личностные дискрип-торы) «подстраиваются» в уже сформиро­вавшиеся представления о людях. Импли­цитная структура представлений о людях

17 Современная психология


бессознательно влияет на процесс позна­ния людей.

В ней находит свое отражение жизнен­ная позиция воспринимающего, его со­циальные установки и другие моменты, которые предопределяют восприятие и познание.

Влияние первого впечатления о вос­принимаемом (механизм первичности или новизны). Его суть сводится к тому, что первое впечатление о воспринимаемом влияет на последующее формирование образа о познаваемом. При первичном контакте у познающего проявляется ори­ентировочный рефлекс по отношению к воспринимаемому (Кто такой? Что харак­терно для него? Что можно ожидать от этого человека? и пр.) Первое впечатле­ние, как правило, создается на осноле ха­рактеристик физического облика (пол, возраст, фигура, экспрессия и т. д.), кото­рый, по сравнению с социальным, явля­ется относительно более стабильным. Как свидетельствуют результаты зарубежных и отечественных экспериментов, при первом впечатлении фиксируются не только ста­бильные, но и сущностные характеристики объекта, что и обусловливает устойчивость первого впечатления. Глубина ориентиро­вочного рефлекса по отношению к собе­седнику постепенно увеличивается в пе­риод до 9 недель общения. По мнению А.А. Бодалева, более правильное понима­ние человека складывается у общающихся людей при не очень длительном и, глав­ное, не очень тесном знакомстве.

Механизм проекции — перенос на по­знаваемых людей психических особеннос­тей субъекта восприятия. Осуществляется приписывание как положительных, так и отрицательных черт, свойств, которых в действительности у объекта нет. Это под­тверждают результаты многочисленных экспериментов, проведенных как за рубе­жом, так и в России. Например, испытуе­мые, укоторьгх были ярко выражены желч­ность, упрямство и подозрительность, фиксировали названные особенности у оцениваемого человека значительно выше, чем те, кто не обладал ими; при описании людей с независимыми чертами характера они использовали лексику, близкую к на­званным особенностям. У людей, отлича-


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: