возможность четкой типологиздпии многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам.
В западной социальной психологии существует большое количество моделей развития группы. Для большинства из них характерно выделение трех основных этапов, или стадий; ориентировки в ситуации, конфликта и достижения согласия или равновесия,
Американский психолог Б. Такмен (1965) предложил модель развития группы, основанную на выделении двух основных сфер групповой жизнедеятельности: межличностной (эмоциональной) и деловой (инструментальной). В сфере деловой активности Такмен выделяет следующие стадии; I) ориентировка в задаче и поиск оптимального способа ее решения; 2) эмоциональные реакции, вызванные в ответ на требование, предъявляемое членам группы в связи с решением задач и противоречащее их собственным намерениям; 3) информационный обмен между участниками групповой деятельности с целью достигнуть более глубокого взаимопонимания; 4) активные совместные действия по решению поставленной задачи. В сфере межличностной активности выделяются следующие стадии: 1) ориентация во взаимоотношениях и поиск взаимоприемлемого поведения индивидов в группе; 2) «внутренний конфликт», связанный с нарушением взаимодействия и отсутствием единства в группе; 3) «развитие групповой сплоченности», преодоление разногласий и разрешение конфликта; 4) образование ролевой структуры группы, соответствующей содержанию групповой задачи и сложившимся межличностным отношениям. Изменения в выделенных сферах протекают взаимосвязанно, а противоречия между ними могут рассматриваться как механизмы группового развития (см.: Основы социально-психологической теории, 1995, с, 166-168).
|
|
Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, большинство психологов выделяют групповую сплоченность, или единство группы, в качестве одного из основных параметров развития малой
группы. Понятие «сплоченность* используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как уровень психологической общности, единство членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики. Л. Фестингер (1950) определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы удерживать их в ней. При этом в качестве сил, удерживающих индивида в группе, рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе. Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью коммуникативных связей в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и влияние на нее, исходя из развиваемых Фестингером представлений, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе.
|
|
В качестве основных методических подходов к оценке групповой сплоченности в эмпирических исследованиях малых групп использовалась ее эмоциональная оценка представителями группы с точки зрения ее привлекательности и удовлетворенности членством. Несколько иной методический подход к оценке групповой сплоченности сложился в рамках социометрического направления. Здесь уровень групповой сплоченности связывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе. Основным методом развития групповой сплоченности, согласно взглядам Морено, является приведение в соответствие «макроструктуры» отношений, т. е. пространственно-временных, коммуникативных и функциональных связей в группе, с «микро-
6,4. Психология малых групп
структурой», определяемой результатами социометрического исследования.
Другой теоретический подход к проблеме групповой сплоченности был предложен Т. Ньюкомом, который связал определение групповой сплоченности с понятием «групповое согласие» (1965). Последнее Ньюком обозначал как сходство, совпадение взглядов (мнений, представлений и оценок) членов группы по отношению к зна-, чимым для них явлениям, событиям, людям. Сближение социальных установок, представлений и т. д. происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами в группе. Основным механизмом формирования групповой сплоченности в соответствии с этим подходом является достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений и т. д. Близким к данному подходу представляется понимание сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, предложенное А.В. Петровским и В.В. Шпалинским [1978], под которым подразумевается сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью. В исследовании А.И. Донцова [1984] в качестве основного показателя сплоченности рассматривалось совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов. Результаты исследования показали, что интеграция группы по этому параметру осуществляется прежде всего в процессе совместной трудовой деятельности.
Феномен совместной трудовой деятельности исследовался в лаборатории социальной психологии Института психологии РАН. В результате исследований была разработана модель группы как субъекта совместной деятельности. Основными параметрами уровня целостности (интегриро-ванности) группы выступают плотность функциональных связей между се членами, уровень функциональной взаимосвязанности и тип целостности коллективного субъекта, который проявляется в характере доминирующих связей между членами группы. В рамках системного подхода к исследованию психологии трудового коллектива [Журавлев и др. (ред.), 1988] сформулировано положение о множественности
(или многообразии) связей и отношений в трудовом коллективе, который должен рассматриваться одновременно как субъект совместной деятельности, общения и межличностных отношений. С этих позиций процесс психологической интеграции трудового коллектива может осуществляться по различным основаниям. Развитие коллектива представляет собой определенное соотношение (сочетание) процессов дифференциации и интеграции, причем один из них яачяется ведущим на каждой конкретной стадии развития коллектива. В процессе развития коллектива происходит последовательная смена оснований дифференциации и интеграции, которая определяет и смену стадии развития коллектива.
|
|
6,4.3. Взаимодействие индивида и малой группы
Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучении группового давления, т. е. совокупности явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, установки и поведение индивида, а с другой — с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т. е. с изучением феномена лидерства.
Первые экспериментальные исследования в этой области были посвящены изучению влияния присутствия группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов индивида (В. Меде, 1920: Ф. Олпорт, 1924; В.М. Бехтерев, 1928). Обобщение результатов этих, а также после-дуюших исследований позволило Н.Н. Обо-зову [Социальная психология, 1979] сделать следующие выводы. В условиях присутствия других лиц у индивидов снижаются: чувствительность (болевая, слуховая, обонятельная, кинестетическая), объем и концентрация внимания, точность выполнения простых арифметических действий, генерирование оригинальных идей, — т. е. характеристики точности (качества) психической деятельности. Повышаются: сила мышечного напряжения, продуктивность