хических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития. Обстоятельная характеристика общественных настроений содержится в работах Б.Д. Парыгина [Парыгин, 1966]. В качестве особенностей коллективных настроений по сравнению с индивидуальными, он выделяет: гораздо большую социальную, чем индивидуальную, обусловленность; коллективное настроение — продукт всей системы социальных (экономических, политических, идеологических) отношений, высокая степень социальной детерминированности. В них фактор физического самочувствия отступает на задний план перед социальным фактором (условиями материальной жизни людей, их отношениями на производстве, в быту и т. д.).
Деятельностью сферу психологии больших групп составляет коллективная деятельность а групповое поведение. Для деятельности больших социальных групп специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее формы. По своему социальному назначению существенно различаются профессиональная деятельность, обшественная деятельность, социальные движения.
|
|
Формы проявления психологин больших групп. Все четыре сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в конкретных общественно-исторических условиях проявляется двояким образом:
1) как характеристика типичной личности представителя определенной общности;
2) как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).
Психический склад — наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции, обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных обшнос-тей.
Социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов, обычаев. Он формируется в конкретных условиях под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации. Характер
с определенной логикой и последовательностью детерминирует одну линию поведения, одни поступки и исключает другие.
Традиции — это исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей.
Другим составным элементом психического склада общности являются обычаи — прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на конкретные события, осуществления некоторых общественно значимых действий (особые моменты трудовой деятельности, быта, семейной жизни, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, характер праздников и др.). Обычай хранит определенный народный опыт, является символом каких-то ценностей, выработанных общностью, приучает уважать их. Он воспитывает определенное отношение к группе, к личности.
|
|
Элементом психического склада, примыкающим к социальным обычаям, являются предрассудки. Предрассудок — это укоренившееся в обществе мнение «без разумного отчета н основательности его» (В. Даль), но относящееся преимущественно к «предостерегательным, суеверным правилам». Предрассудки определяют отношения данной социальной группы к тем или иным природным или социальным явлениям- Бытовавшее до некоторого времени мнение, что предрассудки — удел недостаточно образованных, малокультурных людей, с ограниченным мировоззрением, не соответствует действительности. Фактически предрассудки в той или иной степени существуют у преобладающего большинства групп.
Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ их жизни. Образ жизни— это совокупность устоявшихся типичных для определенных социачьно-эконо-мических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-бытовой сферах. По образу жизни можно определить, как люди живут, какими действиями и поступками
6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления
руководствуются, каково их мышление, потребности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание и формы общения, какие цели они преследуют. В образе жизни общности, человека выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения отражаются в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных позициях, социальных и личностных установках, потребностях, стиле жизни и поведении.
6.6.2. Психология толпы
В понятие «толпа» часто вкладывается различное, неоднозначное содержание. Объясняется это тем, что оно используется, с одной стороны, в различных контекстах, а с другой — в различных языках, поэтому имеет неодинаковый семантический смысл. В политической публицистике понятие толпы неоправданно связывают с любыми проявлениями массового недовольства, даже если они происходят в форме организованных, хорошо управляемых властями митингов и демонстраций.
С лингвистической точки зрения разночтения возникают в связи с тем, что в русском языке словом «толпа» переводятся иноязычные понятия, имеющие несколько другое содержание. Например, английское слово «crowd», как и французское «la foule», переводят у нас однозначно: толпа. А на самом деле эти слова означают скопление большого числа людей в ограниченном пространстве, поэтому они вполне применимы и к организованному митингу, и к аудитории театральных зрителей или студентов, и к неорганизованной массе. В западной психологии эти понятия интерпретируются так же, как синонимы слов «масса», «массовость*, и в таком понимании их связывают с революционными и общественными движениями. Примером может служить одно из последних исследований С. Московичи {1981), название которого в русском переводе звучит как «Век толп: исторический трактат по психологии масс».
Русскоязычному пониманию слова «толпа» в английском языке соответствует
понятие «mob», означающее возбужденное, волнующееся, беспорядочное скопление людей.
В свете сказанного мы считаем, что с психологической точки зрения под толпой следует понимать изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.
|
|
Типы толпы. По степени активности и эмоциональной возбужденности людей, оказавшихся в составе толпы, различают толпы активные и пассивные. К первому типу следует отнести прежде всего агрессивную толпу, основной признак которой выражается в склонности к насилию, жестокости, разрушительным действиям. Активной можно считать также спасающуюся толпу, которая легко превращается в паническую. Обычно такая толпа возникает в условиях стихийных бедствий или очень крупных катастроф, т. е. когда появляется опасность для большого количества людей. Но бывает и так, что толпа, охваченная паникой, неожиданно возникает в совершенно спокойных условиях. Примерами могут служить два случая давки, в которых погибло значительное число людей: первый имел место в 1896 г. на Ходынском поле в Москве в связи с празднеством по случаю коронации Николая II, а второй — в 1953 г. также в Москве во время похорон Сталина. В обоих случаях причиной была плохая организация порядка в местах больших скоплений людей.
К активному типу относится стяжательская толпа, т. е. скопление людей, объединенных стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в результате, например, стихийного бедствия. Нередко в таких случаях виновником считают «уголовный элемент». Однако опыт свидетельствует, что обычно и добропорядочные граждане при определенных обстоятельствах, когда кажется, что отвечать им не придется, иногда попадают в число мародеров. Склонность к «рационализации», т. е. к олравдыванию перед самим собой своих действий («все равно имущество пропало бы», «его украл бы кто-нибудь
6. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
другой» и т. д.) составляет тот психологический механизм, который примиряет совесть с чувством ответственности за содеянные преступления.
В западной литературе выделяют еще демонстрирующий тип толпы, под которой имеется в виду собрание людей, выражающих тот или иной социальный протест. Но насколько такое собрание подпадает под понятие толпы, зависит от степени его организованности.
|
|
Совершенно особый тип составляет толпа пассивная, отличающаяся обычно отсутствием эмоционального компонента. Каждому знаком рассказ А.П.Чехова «Брожение умов» — блестящая иллюстрация небольшой пассивной толпы с некоторыми ее закономерностями. Она стихийно возникла лишь потому, что два человека стояли на улице и сосредоточенно смотрели в одном направлении. Случайные прохожие стали останавливаться и смотреть в том же направлении. А поскольку любое свое действие люди стремятся как-то объяснить, то в образовавшемся скоплении публики появились самые различные версии относительно того, куда и почему смотрят люди.
Американские психологи воспроизвели сюжет Чехова в эксперименте. Цель его заключалась в выяснении вопроса о том, какое число людей необходимо, чтобы спровоцировать формирование случайных индивидов в толпу по типу чеховского «брожения умов». Были созданы группы из 1, 2, 3, 5, 10 и 15 человек, которые останавливались на многолюдной улице и в течение минуты смотрели в одном направлении. Поведение прохожих фиксировалось на кинопленку. Оказалось, что число прохожих, останавливавшихся и начинавших смотреть в том же направлении, в каком группы и в которые входило от 1 до 5 человек, быстро увеличивалось в зависимости от размеров «провоцирующей группы». Группы, состоявшие из 5, 10 и 15 человек оказывали уже примерно одинаковое воздействие. Так, при одном человеке останавливалось 4,05% прохожих, а при 15 — 39,98%. Отсутствие стимулов к какому-либо действию объясняет, что толпы такого рода так же быстро рассеиваются, как и собираются.
Социально-психологические особенности толпы. Толпа, как специфическое объединение людей, обладает рядом социально-психологических свойств, которые оказывают влияние на поведение составляющих ее индивидов.
Анонимность. Принадлежность к толпе порождает чувство анонимности у человека, уверенность в том, что его действия и поступки останутся никем не замеченными и никому не известными. Следствием является чувство бесконтрольности и безответственности, поскольку каждый полагает, что любые его действия будут приписаны толпе, а не ему лично. Это позволяет людям совершать поступки, немыслимые для них в обычных условиях.
Ощущение слияния с большой массой людей в сочетании с анонимностью наполняет человека чувством силы и могущества, что способствует эмоциональному возбуждению, ограничивающему контроль сознания над поведением.
Однородность толпы возникает вследствие уравнивания, сведения к одному уровню всех психических проявлений и поведения индивидов. Обший интеллектуальный уровень толпы ниже интеллекта ее участников, поэтому она крайне некритично воспринимает любые слухи, легко переносит внимание с одних объектов на другие, бездумно поддается воздействию лозунгов, речей не только лидеров толпы, но и случайных людей.
Внушаемость — одно из важнейших свойств толпы, связанное с предыдущими ее качествами, объясняющее непредсказуемость ее действий, поскольку она легко реагирует на любые обстоятельства и призывы. Это же свойство повышает готовность людей совершать деяния, которые могут быть в полном противоречии с их сознанием и характером.
Особую роль играют слухи в толпе. Они являются основным способом распространения информации и выполняют функцию ориентации участников толпы в складывающейся ситуации, способствуя стихийной организации их действий.
Психическое заражение выражается в быстром распространении, переносе психического состояния одних людей на других. В этом проявляется действие закона
6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления
психического единства толпы (по теории Г. Лебона), который позволяет объяснить ее психологическую однородность и высокую эмоциональную чувствительность.
Иррациональность поведения толпы и ее эмоциональная напряженность становятся интегративным результатом всех ее других свойств. Эмоциональный компонент, как правило, начинает играть свою роль уже при возникновении толпы, а в дальнейшем оказывает на нее возрастающее влияние, делая ее крайне возбужденной и импульсивной.
Человек, подчинившийся законам толпы, теряет свою личностную индивидуальность, становится ее конформным участником и поэтому способен на любые действия и поступки. Конечно, не все люди подвержены таким превращениям. Это зависит от уровня психологической и нравственной зрелости личности.
Причины и условия возникновения агрессивной толпы. Обычно выделяются два типа причин и условий возникновения толпы: одни носят долговременный характер, другие — ситуативный. Первые составляют любые экономические, социальные, политические и другие факторы относительно длительного действия, которые порождают высокий уровень напряженности в обществе, формируют и нагнетают чувства фрустрации, безнадежности и отчаяния.
При наличии долговременных условий роль ситуативной причины для возникновения толпы и массовых беспорядков может сыграть все, что угодно — от неадекватных действий властей до простого бытового эпизода и даже слуха. Трагические события в Баку, например, а январе 1990 г. начались с попытки азербайджанского беженца из Армении выселить из квартиры армянина и последовавшей за этим драки. Все произошло на фоне крайне обостренной ситуации в городе, создавшейся в связи с наплывом и неустроенностью беженцев. В Душанбе в том же году в качестве толчка к массовым выступлениям послужили всего лишь слухи о том, что в город должн ы якобы приехать армяне — беженцы из Азербайджана — и им будет предоставлена жилая площадь.
Помимо долговременных и ситуативных условий, порождающих массовые выступления, необходимо иметь в виду еше один очень важный фактор — уровень развития политической культуры как общества в целом, так и отдельных его сегментов. От этого фактора зависит вероятность нарушения норм демократии и правопорядка и превращения выступлений протеста в массовые беспорядки. С учетом этого можно вывести общую формулу следующего содержания:
Степень обостренности
социально - экономич еских
Степень вероятности = проблем
массовых беспорядков Уровень развития
политической культуры
Психологические теории толлы. Если не считать исторических описаний народных бунтов и массовых беспорядков, попытки научного изучения толпы были предприняты лишь в конце XIX в. Они связаны с именами социологов Г. Лебона, Г. Тарда, С. Сигеле и др. Свою лепту в изучение этой проблемы внес 3. Фрейд и некоторые его последователи.
Взгляды Г. Лебона (1895) на проблему массового поведения отражают его представления о человеке и его месте в обществе. Человек, по его убеждению, руководствуется в жизни представлениями двух видов: врожденными, т. е. биологически унаследованными от предков, и приобретенными, или «умственными». Первые представления — это наследство расы, которое приобретается и применяется бессознательно, вторые не играют серьезной роли в поведении человека и становятся действенными лишь после того, как переходят через несколько поколений в сферу бессознательного. Понятие личности как сознательного носителя определенных общественных ценностей, идеалов и убеждений у Лебона не используется, поскольку человек, по его мнению, лишь пассивная часть толпы, которая руководствуется инстинктом и выступает как носитель «духа расы». Именно поэтому толпа, считает Лебон, несмотря на свою иррациональность, обычно точно понимает и выражает интересы общества.
Отвлекаясь от мистических начал взглядов Лебона, следует сказать, что его