7.2.4. Моделирование психических процессов и поведения
Главная задача математической психологии — это построение математических моделей психических процессов и поведения человека. Первые модели (например, аксиома выбора Д. Льюса, стохастические модели обучения Р. Буша, Ф. Мостеллера, Р. Аткинсона, Г. Бауэра, В. Эстеса, М. Цет-лина) способстовали решению этой задачи. Однако каждая из них описывала поведение человека строго в той или иной конкретной ситуации. Поэтому наиболее важной задачей мтематической психологии является поиск такой парадигмы, которая позволила бы разработать общую модель поведения человека.
Для моделирования взаимодействий субъекта и среды используется аппарат исследования операций.
Математические модели в психологии по методам исследования операций в основном можно разделить на:
• детерминированные — теория графов,
геометрическое моделирование, логико-математические модели;
• стохастические — вероятностные, теории игр, теории полезности, динамическое программирование;
|
|
• синергетические.
Детерминированные модели
Модели рефлексии
Единственной к настоящему времени удачной попыткой создания общей модели рефлексивного поведения является формула человека В. Лефевра [1991J. Модель обладает большой прогностической силой.
В теории рефлексивных процессов Лефевра предполагается, что субъект живет в мире, в котором существуют два полюса: позитивный и негативный. Субъекту соответствуют четыре переменные: значения X,, х2, х3, Xj [О, 1]. х, — это мера давления мира, склоняющего субъекта выбрать положительный полюс; х2 — субъективная
опенка давления мира в сторону позитивного полюса; х^ — мера интенции субъекта выбрать положительный полюс; X! — мера готовности субъекта выбрать положительный полюс. Если Xj = 1, то субъект готов выбрать положительный полюс, если \! = 0, — то отрицательный.
Теоретической моделью субъекта является формальный оператор X, = f (X], х2, х3). Чтобы определить конкретный вид функции, Лефевр формулирует три аксиомы.
1. Аксиома свободы воли означает, что если мир плох (х, = 0) и воспринимается субъектом как таковой (х2 = 0), то любая субъективная интенция превращается в объективную готовность:
X, = х, = х.
2. Аксиома незлонамеренности утверждает, что если мир подталкивает субъекта к совершению хорошего поступка (Х| = 1), то тот всегда совершает хороший поступок: X] ~ 1 при любых х2 и Xj.
3. Аксиома доверчивости утверждает, что если субъект видит мир идеальным (х3 = 1), то он готов совершить действие по требованию мира.
Если функция f {х,, х2, х3) линейна по каждой из переменных и выполнены все аксиомы, то
|
|
X, = f(x,, х2, х,) =
X. т X, •"• Х, X. ™ X. X. ~г X. X. Х,_
Модель Лефевра позволяет выявить роль «золотого сечения» в задачах выбора, объяснить различие в результатах психофизических опытов с категориальной и магнитудной стимуляцией.
Модель В. Лефевра стала основой создания классической модели выбора Брэд-ли—Терри—Льюса. При некоторых дополнительных предположениях модель Лефевра объясняет естественную генерацию музыкальных интервалов и ряд других результатов.
В. Крылов (1994), анализируя проблему единственности, формулирует некоторые аксиомы, приводящие к появлению других механизмов рефлексивного поведения человека, позволяющих моделировать феномены, описанные Э.Берном (1992): исключительность родителя, взрослого, ребенка, предрассудки, бредовые идеи и т. д.
7.2. Математическая психология
Модели теории графов